Моральный облик князя Олега в произведении Пушкина

Пушкин, создавая «Песнь о вещем Олеге», опирался на материалы древнерусской «Повести временных лет».

Он проникся преданием о гибели великого новгородского и киевского князя настолько, что решил создать балладу, описывающую это трагическое событие.

Произведение получилось самобытным, уникальным, наделенным особенным смыслом.

Пушкинский князь Олег предстает перед читателем мудрым правителем. Он талантливый воин, который, благодаря собственной прозорливости, совершил множество славных походов, принеся процветание народу, усилив границы Руси.

Его заслуги признает даже волхв, далекий от земных страстей:

Запомни же ныне ты слово мое:
Воителю слава — отрада;
Победой прославлено имя твое;
Твой щит на вратах Цареграда;
И волны и суша покорны тебе;
Завидует недруг столь дивной судьбе.

И синего моря обманчивый вал
В часы роковой непогоды,
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы…
Под грозной броней ты не ведаешь ран;
Незримый хранитель могущему дан.

Мы видим развернутую характеристику великого воина, предводителя, за которым смело идет дружная рать. Это смелый человек, прирожденный лидер, который мало чего боится.

Даже верный конь полностью доверяет хозяину, подчиняясь его воле:

Твой конь не боится опасных трудов:
Он, чуя господскую волю,
То смирный стоит под стрелами врагов,
То мчится по бранному полю,
И холод и сеча ему ничего.

Однако Пушкин вносит существенные изменения в летописный образ Олега.

Согласно преданию, князь, узнав, что примет смерть от собственного коня, не только сразу же отказался от животного, но никогда потом не вспоминал про него. Более того, даже слышать ничего не хотел о преданном боевом товарище.

У великого русского поэта все иначе. Оставляя коня, Олег испытывает грусть, сожаление. Он нежно треплет животное по гриве, а затем строго наказывает – хорошо ухаживать за боевым товарищем, сытно кормить, содержать вольно.

Воеводе нелегко дается решение, и в тексте это хорошо видно:

В молчанье, рукой опершись на седло,
С коня он слезает угрюмый;
И верного друга прощальной рукой
И гладит и треплет по шее крутой.

Пушкинский князь Олег – человек смелый, отважный, но вместе с тем добрый. Он искренне любит своего коня, однако не может противиться суровому предсказанию.

Его поступок помогает лучше понять противоречивый характер героя.

Несмотря на все достойные качества, правитель – обычный человек, которому не чужды страхи, опасение за собственную жизнь, суеверность. Он не хочет прощаться с конем, но вынужден, потому что иначе, по словам кудесника, погибнет.

Пушкин нарисовал образ неоднозначный, но оттого еще более человечный и понятный читателю.

В его князе Олеге переплелись разные качества, но в целом, перед нами предстает достойный воин и смелый правитель, пользующийся заслуженным уважением дружины и народа.

Однако он не волхв и не пророк, поэтому не лишен обычных слабостей, страстей, которые влияют на принимаемые решения. Впрочем, как и любой другой человек.

Краткий анализ стихотворения «Песнь о вещем Олеге» по плану История создания произведения Пушкина «Песнь о вещем Олеге» Образ вещего Олега в произведении Пушкина «Песнь о вещем Олеге»
Краткий анализ стихотворения «Песнь о вещем Олеге» по плану
История создания произведения Пушкина «Песнь о вещем Олеге»
План произведения Пушкина «Песнь о вещем Олеге»
Не нашел ответ на свой вопрос? Задай его в комментариях.
Нажимая на кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку персональных данных.