Образ вещего Олега в произведении Пушкина «Песнь о вещем Олеге»
Авторская баллада «Песнь о вещем Олеге» была написана Пушкиным под впечатлением, оставленным летописным сказанием о киевском князе.
Великий русский поэт за основу взял только сюжет предания, полностью переосмыслив его и вложив свои собственные воззрения в текст.
Получилось удивительное, органичное и невероятное по силе воздействия на читателя произведение, в котором явно проступает личность автора.
Вещий Олег – главное действующее лицо баллады. Его образ особенно важен для понимания сути произведения.
Это смелый князь, не боящийся столкнуться с врагом, талантливейший полководец, славно побеждавший коварного противника много раз.
Он уверен, расчётлив, отважен, напорист. Образ настоящего русского правителя, за которым народ идет без сомнения, без колебаний.
Даже кудесник не отрицает великих заслуг Олега:
«Запомни же ныне ты слово мое:
Воителю слава — отрада;
Победой прославлено имя твое;
Твой щит на вратах Цареграда;
И волны и суша покорны тебе;
Завидует недруг столь дивной судьбе».
Об особенной мудрости прирожденного полководца, талантливого тактика и стратега, говорит и прозвище, данное Олегу в народе. Он Вещий, а это значит, что может предугадывать действия противника, оказываясь на несколько шагов впереди врагов.
Благодаря особенному дару, настоящему военному чутью, князь прошел такой славный путь воина, победив во множестве непростых сражений, причем без серьезных потерь.
Он мудрый, смелый, умный и хитрый – важнейшие качества для правителя тех стародавних времен.
Однако, несмотря на все эти положительные качества, Олег отнюдь не пророк. Он не владеет даром предвидения собственной судьбы, поэтому и спрашивает о будущем волхва, встретившегося на его славном пути:
«Скажи мне, кудесник, любимец богов,
Что сбудется в жизни со мною?
И скоро ль, на радость соседей-врагов,
Могильной засыплюсь землею?
Открой мне всю правду, не бойся меня:
В награду любого возьмешь ты коня».
Когда кудесник дает свое предсказание, говорящее, что смерть великий князь примет от верного боевого коня, вещий Олег усмехается. Кажется, он не хочет верить словам волхва, но вынужден, и потому принимает непростое решение.
Киевский правитель отпускает коня на покой, наказывая слугам внимательно ухаживать за животным. Этот поступок, помогает точнее понять образ князя.
Да, Олег – непревзойденный полководец на то время, равных которому не было. Да, он смелый, сильный, умный и отважный. Но даже такой человек не может противиться воле небес.
Он пытается обмануть судьбу, искренне поверив кудеснику. Однако противостоять коварному року не может никто, даже сильные мира сего.
И, несмотря на эту небольшую хитрость, князь все-таки примет смерть от своего коня:
«…Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!»
Из мертвой главы гробовая змия
Шипя между тем выползала;
Как черная лента, вкруг ног обвилась:
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.
Образ Олега яркий, сильный и точный. Пушкин, представляя читателю величайшего киевского князя, сделал его максимально человечным.
Талантливый полководец, мудрый правитель испугался предсказания волхва, иначе он поступил бы по-другому.
Принятое Олегом решение говорит о том, что перед нами, хоть и великий, но все-таки человек со своими слабостями и страхами.
Есть и еще она черта, делающая образ князя душевнее, человечнее. В отличие от летописного, пушкинский Олег с тяжелым сердцем отпускает коня, потом постоянно вспоминая об оставленном боевом друге.
Перед нами предстает образ по-настоящему бесстрашного воина, у которого доброе сердце. Но, несмотря на сильный и смелый характер, князь испытывает некоторые страхи, как и любой человек.
Все это делает Олега более понятным и простым по сравнению с одноименным героем летописи.