Образ волхва в произведении Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

Образ кудесника-предсказателя в авторской балладе Пушкина «Песнь о вещем Олеге» знаковый, очень важный для понимания глубинной сути этого удивительного произведения.

Многие исследователи считают, что именно в нем впервые в творчестве поэта так ярко показался образ пророка, вещающего от имени господа.

Потом эта тема разовьется и проявится во всей своей силе в таких величайших стихотворениях как «Пророк» и «Я памятник себе воздвиг…», но одним из первых творений, в которых она обозначилась, стала именно «Песнь о вещем Олеге».

 

Кто такой волхв, дающий Олегу роковое для князя предсказание? Почему он может так уверенно и спокойно говорить страшные для полководца слова:

«Твой конь не боится опасных трудов:
Он, чуя господскую волю,
То смирный стоит под стрелами врагов,
То мчится по бранному полю,
И холод и сеча ему ничего.
Но примешь ты смерть от коня своего».

Ответ кроется в самом тексте произведения. Обращаясь к кудеснику, киевский князь обещает ему великую награду за честный и открытый ответ на вопрос, что же ждет Олега впереди:

«Скажи мне, кудесник, любимец богов,
Что сбудется в жизни со мною?
И скоро ль, на радость соседей-врагов,
Могильной засыплюсь землею?
Открой мне всю правду, не бойся меня:
В награду любого возьмешь ты коня».

 

В те времена хороший конь считался не просто вьючным животным. Он был настоящим боевым товарищем, выручающим как в ратных походах, так и в мирной жизни.

Без лошадей не представляли ни одного процветающего хозяйства. На них пахали, возили сено и другую необходимую поклажу, совершали дальние поездки. Одним словом, без лошади – никуда.

И вот Олег, желая отблагодарить кудесника за предсказание, обещает ему щедрую награду. Но что же отвечает волхв?

Его слова помогают хорошо понять особенный смысл, который Пушкин вложил в этот образ:

«Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен…»

 

Вот она – та самая тема богоизбранности поэта, пророка, которому открыты иные знания, неподвластные обычному человеку.

В отличие от великого князя, совершившего столько славных походов и подвигов, кудесник мирно живет, не участвуя в ратных делах. Однако он видит судьбу и имеет дар предсказания, который недоступен Олегу.

Волхв говорит от имени Бога, и в этом его волшебная сила.

Сила, которая недоступна ни одному человеку, если он не является истинным пророком:

«…Грядущие годы таятся во мгле;
Но вижу твой жребий на светлом челе».

 

Поэт, по мнению Пушкина, такой же кудесник, чьими устами говорит сам Бог. Причем, он не боится никого, даже «могучих владык».

Единственный, кто властен над волшебником, – сам Господь, но так как волхв «дружен с небесной волей», то и тут ему бояться нечего.

Он говорит открыто, честно, так, как есть на самом деле. И в этом смысле, определение «вещий» более справедливо по отношению именно к кудеснику. Он вещает, то есть предсказывает будущее, стоящее перед князем.

 

Старцу не нужно никаких наград, он не боится земных правителей. Он выше любых условностей, придуманных человеком, и в этом смысле – абсолютно свободен.

Истинный пророк, вещающий от имени небес.

Вот такой образ предстает перед нами в произведении Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Невероятный образ, помогающий точнее и глубже понять воззрения автора этой удивительной баллады.

Краткий анализ стихотворения «Песнь о вещем Олеге» по плану История создания произведения Пушкина «Песнь о вещем Олеге» Образ вещего Олега в произведении Пушкина «Песнь о вещем Олеге»
Краткий анализ стихотворения «Песнь о вещем Олеге» по плану
История создания произведения Пушкина «Песнь о вещем Олеге»
План произведения Пушкина «Песнь о вещем Олеге»
Не нашел ответ на свой вопрос? Задай его в комментариях.
Нажимая на кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку персональных данных.