Пафос (эмоциональный фон) произведения «Песнь о вещем Олеге»
Абсолютно все произведения Александра Сергеевича Пушкина не лишены так называемого литературного пафоса. Вообще, этим термином принято называть «душу текста».
При прочтении по-настоящему талантливого произведения, мы непременно испытываем определенные чувства, причем они проявляются сильно и ярко. Читатель просто заражается эмоциями автора.
По мнению Белинского, пафос сродни страсти, но возвышенной, проявляющейся в уникальном единстве эмоционального, мыслительного и художественного составляющих.
Известно, что Пушкин был истинным ценителем родной истории, он погружался в нее с головой.
Многие значимые личности прошлого, события «давно минувших дней» вызывали в нем сильнейшие душевные потрясения, и неудивительно, что талантливый поэт хотел поделиться пережитым с читателями.
В «Песне о вещем Олеге» это проявляется особенно выразительно.
Баллада повествует об удивительном случае, произошедшем с великим киевским князем. Когда Олег, собираясь в очередной военный поход, неожиданно встречает на пути волхва, он спрашивает у него:
Скажи мне, кудесник, любимец богов,
Что сбудется в жизни со мною?
И скоро ль, на радость соседей-врагов,
Могильной засыплюсь землею?
Открой мне всю правду, не бойся меня:
В награду любого возьмешь ты коня.
На что волшебник-мудрец отвечает, что князь примет смерть от любимого коня.
И хотя Олег усмехается неожиданному предсказанию, но тут же слезает с верного друга и соратника, треплет его по гриве – и отдает. Он говорит, что наступило время коню отдохнуть, и требует относиться к животному с почтением, ухаживать за ним и сытно кормить.
Когда Олег вспомнит о своем оставленном коне, он уже будет мертв. Князь разозлится: волхв обманул его!
Рассерженный, правитель «матери городов русских» пожелает взглянуть на могилу животного и достойно попрощаться с ним.
Он наступит на конский череп, из которого выползет змея и ужалит князя. Так сбудется предсказание.
Какие же чувства сообщает автор читателям переложенной в стихах легенды?
Прежде всего – роковой обреченности.
Ощущение, что все предопределено, и судьбы не избежать даже сильным мира сего, ясно прочитывается в тексте произведения.
Пушкин не навязывает нам этого чувства: оно рождается само собой под впечатлением от прочитанного.
Чувствуем мы и гнев Олега, его разочарование и сожаление об оставленном верном друге:
Могучий Олег головою поник
И думает: «Что же гаданье?
Кудесник, ты лживый, безумный старик!
Презреть бы твое предсказанье!
Мой конь и доныне носил бы меня».
И хочет увидеть он кости коня.
Читатель словно оказывается там, рядом с князем, за столом, богато накрытом по случаю великого пира. Вот только что Олег был доволен и весел, но вспомнил о коне, узнал о его смерти – и омрачился, поник головой, разозлился.
Причем, не только на волхва, но и на самого себя: пренебречь бы предсказанием, не обратить бы внимания на слова кудесника, но нет, поверил – и вот теперь может только сходить на могилу боевого друга.
Чувствуем мы и испуг князя, его неожиданное прозрение, понимание сути того, что сообщил предсказатель.
В момент, когда змея жалит Олега, особенно остро чувствуется его обреченность, повиновение судьбе:
Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!»
Из мертвой главы гробовая змия
Шипя между тем выползала;
Как черная лента, вкруг ног обвилась:
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.
«Песнь о вещем Олеге» – необычное, многоплановое произведение, в котором поэт очень точно и в то же время лирически красиво переложил услышанное им предание о гибели русского князя.
Оно наполнено эмоциями, которые испытывал сам автор при написании бессмертных стихов.
Классик сумел написать текст настолько живо и талантливо, что даже спустя сотни лет, мы их ощущаем так же остро и сильно, как когда-то сам Пушкин.