Признаки романтизма в произведениях Пушкина южной ссылки
На юге А.С. Пушкин хотел сблизиться с людьми, критикующими самодержавную власть, был готов окунуться в омут политической борьбы, проявлял нетерпение.
Вольнолюбивый поэт надеялся, что его поэтическое слово станет частью общего дела борьбы за свободу. Но надежды рассеялись, поэтому настоящее стало казаться Пушкину унылым и неопределенным.
Свобода – главное слово, написанное на знаменах романтизма. Вечное несогласие с окружающим, неукротимость и мощь – качества, которые больше всего ценили романтики, стремившиеся показать в своих произведениях необычайные характеры и исключительные обстоятельства, раскрыть трагический поединок личности и судьбы.
Не случайно в творчестве А.С. Пушкина в годы пребывания в южной ссылке ведущее положение заняли романтические жанры. Они помогали ему передать чувство неудовлетворенности окружающим, разочарование.
В романтических произведениях поэта выражены стремления к другой жизни, к смутному, но властно притягивающему идеалу.
С Пушкина началось новое – активное, бунтарское – течение русского романтизма, главное отличие которого заключалось в ином отношении к действительности.
В произведениях поэта на первый план выступил гордый, свободолюбивый человек, находившийся в конфликте с окружающим миром. Особенное отражение это нашло в южных поэмах, главном творческом достижении периода южной ссылки.
А.С. Пушкин создал образы современных романтических героев, таких как пленник в поэме «Кавказский пленник», Алеко – в «Цыганах».
О противоречивости внутреннего мира этих героев, живущих интересами и волнениями своего времени, говорит их стремление порвать с цивилизованным миром, отыскать новые жизненные ценности (свободу, любовь-страсть, близость к природе).
В поэме «Цыганы» опоэтизирована жизнь свободного цыганского племени.
Черты романтизма ярко выражены в «Бахчисарайском фонтане». На основе фантазии и личных впечатлений Пушкин воссоздал образ экзотического Востока, образцовым «слогом» сумел передать восточный колорит.
Желая уйти от современной обыденности, романтики в своих произведениях обращались к национальной истории и фольклору. «Песнь о вещем Олеге» — романтическое выражение русского национального духа. Произведение – не только блестяще изложенное летописное предание.
В нем поэт использовал романтический сюжет таинственного предсказания, указал на закономерность смерти князя Олега. Только «вдохновенный» кудесник способен постичь тайны жизни.
Главный герой – всего лишь простой смертный: «вероломство» судьбы может настичь его неожиданно.
Самые яркие и смелые лирические стихотворения, написанные А.С. Пушкиным в годы южной ссылки, — романтические. Они проникнуты идеей человеческой свободы.
В них выражена «пламенная» страсть, дух бунтарства и непокорности, стремление к воле, запечатлен неповторимый внутренний облик самого поэта.
Многие из этих произведений были положены на музыку великими русскими композиторами (Н.А. Римским-Корсаковым, А.Н. Глинкой и др.).
В России первой четверти XIX века романтизм как литературное направление занимал главенствующее положение. Молодежь зачитывалась произведениями известного английского романтика Байрона. И для Пушкина он стал вдохновителем.
Однако Байрон был погружен в себя, а светлый умом и ясный душой Пушкин — открыт миру.
Когда-то в Петербурге главный романтик В.А. Жуковский признал превосходство молодого автора «Руслана и Людмилы». Произведения, написанные А.С. Пушкиным на юге, стали свидетелями того, что русский поэт-романтик перерос английского.