Проблематика произведения Пушкина «Песнь о вещем Олеге»
Пушкинская «Песнь о вещем Олеге» отнюдь не простое произведение. Это поэтически переложенная легенда о предсказании, полученном великим князем от волхва.
Пушкин пропустил предание через призму собственного восприятия, усложнил ткань повествования и создал уникальную авторскую балладу, подобной которой больше нет.
В чем же ее проблематика?
Во-первых, автор явно озвучивает проблему обреченности перед роком и предначертанности судьбы.
Потом эта же проблема поднимется в лермонтовском «Фаталисте» и в ряде других произведений русской классической литературы. Но впервые ее так остро затронул именно Пушкин.
Особенно замечателен тот факт, что, согласно тексту, противостоять ударам судьбы не может даже величайший князь, совершивший столько славных военных походов.
Несмотря даже на явную попытку избежать фатального предсказания, Олег все равно гибнет от своего коня:
Князь тихо на череп коня наступил
И молвил: «Спи, друг одинокий!
Твой старый хозяин тебя пережил:
На тризне, уже недалекой,
Не ты под секирой ковыль обагришь
И жаркою кровью мой прах напоишь!
Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!»
Из мертвой главы гробовая змия
Шипя между тем выползала;
Как черная лента, вкруг ног обвилась:
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.
Автор поднимает и еще одну интересную проблему, нехарактерную для литературы того времени. Согласно произведению, рок угрожает всем людям, кроме самого волхва.
Он открыто говорит князю:
Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
Любой поэт, по мнению Пушкина, является пророком. Проблема богоизбранности людей искусства еще не раз прозвучит в творениях великого русского классика.
Многие исследователи считают, что в словах кудесника слышится голос самого поэта.
Олег, как ни пытается, не может противостоять судьбе. Случится все именно так, как предсказал волхв.
Однако сам кудесник «дружен с небесною волей». Это значит, что он предвидит и может предсказывать события, не страшась за последствия. Ему не нужны никакие награды, он не боится реакции князя.
Проблема богоизбранности творчества животрепещуща и волнительна для Пушкина.
Свои собственные мысли он вложил в уста волшебника – фигуры очень значимой для любой баллады.
Пройдут года, и поэт напишет знаменитые стихи «Пророк» и «Я памятник себе воздвиг», в которых эти же идеи прозвучат еще громче и увереннее:
Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспоривай глупца. («Я памятник себе воздвиг нерукотворный», август 1836г.)
Опираясь на текст древнерусской «Повести временных лет», Пушкин создал колоритное, яркое и самобытное произведение, в котором поднял очень серьезные проблемы.
Он первым из русских классиков открыто заговорил о пророческом характере художественных произведений (в частности, поэтических), о роке, о предначертанности человеческих судеб.
Конечно, такие стихи не могли остаться незамеченными. И хотя прошло уже почти два века с момента их создания, они все так же впечатляют, вызывая сильнейшие эмоции и заставляя нас задуматься о многом.