Сообщение (краткий доклад) по «Сказке о медведихе»
Есть у Александра Сергеевича Пушкина незаконченная сказка, которая начинается строкой «Как весенней теплою порою…».
Это поэтическое произведение знакомо читателю под неавторским названием «Сказка про медведиху». Александр Пушкин написал ее предположительно в 1830 году.
Автор в красивой поэтической манере повествует о медведице и ее малышах, чья жизнь протекала безмятежно до тех пор, пока в лес не пришел мужик с рогатиной.
Охотник задумал отнять жизнь у медведицы и забрать ее детей ради наживы. Мать встает на защиту малышей, но погибает в муках на рогатине. Мужик доволен и хвастается жене, что добыл он дорогую медвежью шкуру и трех живых медвежат, за которых можно выручить неплохие деньги.
А тем временем медведь в лесу узнает, что нет больше у него медведицы-жены и малых детей.
Лесные звери: волк, лиса, бобер, белочка, ласточка, байбак, горностай, заяц и еж пришли проведать медведя, пребывающего в тяжелом горе.
На этом сказка заканчивается, предоставляя читателю размышлять над возможным развитием событий.
«Сказка про медведиху» написана Александром Пушкиным образным языком в народном стиле. Несмотря на то, что звери разговаривают человеческим голосом, волшебства в сказке нет, да и проблема рассматривается недетская.
Ради корысти приходит охотник в лес и хладнокровно убивает живое существо, не причинившее ему никакого вреда.
Равнодушие и эгоизм движет мужиком с рогатиной, который, не задумываясь, осиротил малышей, лишил медведя супруги и нарушил мирное течение чужой жизни.
Сочувствие Александра Сергеевича Пушкина, конечно, на стороне медвежьей семьи. Тревожны строки, в которых автор описывает приближение охотника и волнение медведицы, проникновенны и горестны речи овдовевшего медведя.
А.С. Пушкин к периоду написания сказки был знаком с русским фольклором во всем его многообразии форм и творчески осваивал эти формы. В «Сказке о медведихе» поэт использует причитание, лирическую песню и, собственно, саму сказку.
Поэт проводит параллель между миром людей и зверями, пришедшими навестить медведя.
Признаки животного проецируются на представителя социального типа: утонченные дворянки и княгини ассоциируются с белочкой и ласточкой, а купечество воплощено в образе жирного бобра, лиса хитра подобно подьячихе, а дворянство по-волчьи завистливо.
Животные приходят к медведю, обладающему в лесу силой и властью, чтобы высказать ему почтение согласно моменту. Все, как у людей.
Сказка, где персонажи — животные, заставляет читателя задуматься о человеческих отношениях: о зле, часто бессмысленном, о корысти, которая застит глаза, о материнской любви — жертвенной и бесконечной.
Финал «Сказки о медведихе» остается открытым: отомстил ли медведь охотнику-убийце или примирились они, а человек признал свою ошибку… Этого теперь не узнать.