Структура стихотворения Пушкина «Я памятник себе воздвиг…»
Поэтические размышления о высоком предназначении поэта, о его роли в культурной жизни общества, – распространённая литературная традиция во многих языках мира со времён античности.
Начало этой традиции положила ода Горация «К Мельпомене» – поэтическое обращение древнеримского автора к музе трагической поэзии.
В русской литературе существует, по меньшей мере, девять переводов и довольно много вариаций на тему этого произведения. Самые известные – стихи Ломоносова, Державина и Пушкина.
Ода Пушкина на эту тему – «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», – состоит из пяти строф и эпиграфа, взятого из произведения Горация «К Мельпомене».
Первые три строки в каждой строфе стихотворения Пушкина написаны шестистопным ямбом, а заключительная – четырёхстопным.
В первой строфе Пушкин высоко оценивает свои творческие достижения, указывая, что его поэзия – это «нерукотворный» памятник, который по значимости выше «Александрийского столпа», самой высокой в Европе колонны, воздвигнутой в Санкт-Петербурге в память об Александре I.
Во второй строфе, признавая неминуемую для всего живого смерть, поэт выражает, вместе с тем, и твёрдую уверенность, что его жизненный опыт, переплавленный его талантом в поэтическим строки, душа его, надолго переживёт его. Она будет существовать в его произведениях «доколь в подлунном мире/ Жив будет хоть один пиит».
В следующей строфе Пушкин пророчески предвидит широкое распространение своей поэтической славы:
Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,
И назовёт меня всяк сущий в ней язык.
Строфа четвёртая – объяснение, почему его творчество так важно для общества. Поэт считает, что пробуждать в каждом человеке гуманные, добрые чувства, – «милость к падшим», – едва ли не главное дело поэта и истинного гражданина.
В заключительной строфе Пушкин, традиционно для такого стихотворения, обращается за поддержкой к музе, без помощи которой немыслимо никакое поэтическое творчество.