Судьба вещего Олега в произведении Пушкина
«Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина затрагивает широкий спектр тематик.
Одним из ключевых направлений произведения является мотив судьбы, рока, который изображен в жизни и смерти князя Олега.
Повествование начинается с того, что вещий Олег, прозванный так за свою мудрость и умение предвидеть события, обращается к кудеснику. Князь желает узнать у волхвов, какая судьба и смерть его ожидает.
При этом можно заметить, что, несмотря на уважительное отношение к кудеснику, Олег выражает некоторое снисхождение: «Не бойся меня», предлагает богатый подарок.
Узнав о своей судьбе, князь всерьез задумывается об услышанном предсказании и не пренебрегает мерами предосторожности. Хотя, как известно, однозначно предсказать будущее не могут даже колдуны, Олег расстается со своим верным боевым товарищем – конем.
В отличие от летописи, на основе которой автор составлял историю о вещем Олеге, в стихотворении князь требует хорошего ухода за конем, чтобы его старый друг прожил достойную старость.
Поступки князя говорят о его покорности року: как бы ни был талантлив конь в бою, как бы ни был дорог его сердцу – лучше не рисковать.
Даже верный старый товарищ не стоит такого риска.
«Презреть бы твое предсказанье» — в этих словах князь сетует, что мог бы совершить столько ратных подвигов вместе с любимым товарищем, не бросая его ради каких-то предрассудков.
Смерть настигла Олега после того, как тот выразил свое презрение к высшим силам, к представителю небесной воли и Перуна – кудеснику: «Ты лживый, безумный старик!».
Если бы князь продолжил покоряться року и не стал приближаться даже к мертвому коню, кто знает, когда его ждала бы смерть?
Повествование завершается уже в преклонные годы Олега: «И кудри их белы, как утренний снег». Возможно, вещий Олег прожил бы еще много лет.
Но А.С. Пушкин создал историю о роке, о неотвратимости будущих событий.
Автор верил, что предначертанное нельзя изменить, а попытки сопротивляться всё только усугубят. Возможно, именно фатализм поэта так настойчиво толкал его на многочисленные дуэли, где очень часто всё решает случай.
Вероятно, именно покорность судьбе и своим убеждениям заставляла автора творить свои свободолюбивые строки, проявляя непослушание власти, но веру в неотвратимость рока.