Краткий анализ стихотворения Есенина «Мы теперь уходим понемногу…» по плану

 

1. История создания

Есенин всегда искал душевные силы в обращении к природе, к тем местам, где он родился и вырос. Стихотворение «Мы теперь уходим понемногу» относится как раз к таким произведениям.

Оно было опубликовано примерно за год до трагической смерти поэта – в 1924 году. Тогда уже установилась советская власть, которую Есенин не мог и не хотел принять. Поэт ощущал обреченность, пребывал в тоске и депрессии, и все это очень сильно ощущается в тексте.

Кроме того, произведение родилось еще и как попытка переосмыслить и пережить боль, которую принесло автору известие о смерти его хорошего знакомого – поэта Ширявцева. Вот почему оно пронизано такими грустными, безнадежными нотками.

 

2. Литературное направление

Автор творил в таком направлении, как имажинизм, что проявляется в образной системе стихотворения.

Также тут очень сильно ощущается романтизм характерной обреченностью, фатальностью. Кроме того, слышатся нотки реализма.

 

3. Род

Родовая принадлежность произведения – лирика.

 

4. Жанр

По жанру это философская лирика, очень близкая к балладе.

 

5. Проблематика

Автор затрагивает проблему смерти, страха человека перед этой «темной бездной», которую ему не дано познать.

 

6. Тематика

Автор затрагивает такие темы, как горячая любовь к жизни, любовь к природе – неповторимым пасторальным пейзажам, безбрежным золотым нивам.

Есенин говорит о привязанности к земному существованию, и потому боится смерти. Также мелькает тема любви к родине, свойственная всему творчеству этого поэта.

 

7. Идея

Стихотворение родилось, как попытка осмыслить смерть, побороть свой суеверный страх перед ней, рассказать о гнетущих чувствах миру и людям.

Автор говорит, что нужно уметь жить здесь и сейчас, наслаждаясь мгновениями, которые вернуть невозможно.

 

8. Пафос

Произведение наполнено грустью. Автор писал его в угнетенном, подавленном состоянии, что очень хорошо ощущается в строчках. Настроение передается читателю и заставляет задуматься над темой, поднятой поэтом.

 

9. Система образов

Автор рисует образы родной природы, которую он «слишком любит» и к которой привязан так сильно, что не хочет уходить в иной мир.

Он изображает пейзажи настолько четко и красиво, что читатель проникается этой горечью и понимает, почему лирический герой так боится смерти. Вся система образов работает на то, чтобы донести мысли автора человеку, который поймет стихотворение и почувствует то же самое.

Одновременно поэт пытается сообщить и еще одно важное послание. Нужно уметь жить, не растрачивая себя на мелочи. Жизнь прекрасна – это нужно ценить и понимать!

 

10. Центральные персонажи

Автор описывает собственное состояние, делится самым интимным, тем, что происходит в его внутреннем мире. Персонажей тут нет как таковых, все вращается только вокруг лирического героя.

 

11. Лирический герой

Стихотворение во многом биографично, поэтому лирический герой тут – сам Есенин, вернее, его художественно переосмысленная проекция. Нам сообщаются чувства поэт, помогающие понять его внутреннее состояние.

 

12. Сюжет

Перед нами – почти классический образец слияния философской и пейзажной лирики. Как такового, сюжета тут нет. Автор просто переживает серьезные внутренние изменения, хочет осмыслить их и излить свою душу перед читателем.

 

13. Композиция

Композиция линейная.

Литературоведы делят стихотворение на четыре условные части.

  • Первая часть, и она же экспозиция, представляет собой некое вступление в тему.
  • Затем автор начинает вспоминать о том, что было и почему он любит этот мир. Эту часть, самую большую по объему, можно назвать завязкой и развитием действия. Он вспоминает о прекрасных видах русской природы, о своих думах и мыслях, о женщинах, которых целовал, так развивается тема произведения.
  • Затем наступает кульминация (третья смысловая часть), в которой лирический герой сообщает о своем страхе перед смертью.
  • Наконец, наступает развязка, в которой слышатся некие оптимистические нотки. Поэт говорит, почему он любит людей и жизнь в целом.

 

14. Художественное своеобразие произведения

Как и все произведения Есенина, это стихотворение написано очень живым, образным и в то же время простым языком.

Автор через яркие картинки, знакомые и близкие любому русскому человеку, передает собственное душевное состояние и те мысли, которые терзали его на момент создания своего творения.

 

15. Размер, рифма, строфика

В стихотворении семь катренов, написанных перекрестной рифмой (АБАБ).

Размер – пятистопный хорей. Рифмовка точная и неточная, что очень характерно для всей поэзии Серебряного века.

 

16. Средства художественной выразительности

Есенин мастерски пользовался огромным количеством средств художественной выразительности. В этом сравнительно большом произведении их тоже очень много.

  • Метафоры: «не звенит лебяжьей шеей рожь», «нив, златящихся во мгле».
  • Эпитеты: «бренные пожитки», «розовая водь» (одновременно слово «водь» еще и авторский окказионализм).
  • Есть риторические обращения: «Милые, березовые чащи! Ты, земля! И вы, равнин пески!».
  • Также автор использует иносказания, называя загробный мир не прямо, а завуалированно: «В ту страну, где тишь и благодать».

 

17. Значение произведения

Стихотворение очень важно для понимания внутреннего состояния Есенина в конце его жизненного пути. Поэт находился в депрессии, возможно, что-то предчувствовал. Он пытался сообщить миру, что любит эту жизнь и не хочет умирать.

 

18. Актуальность

Люди всегда испытывали и испытывают страх перед смертью, пытаются осознать это состояние, понять его. Произведение актуально до сих пор.

 

19. Моё отношение

Мне нравится это произведение, так как оно написано очень живым, красочным и точным языком, и заставляет о многом задуматься. Возможно, стоит остановиться на мгновение, чтобы осознать ценность нашей жизни.

 

20. Чему учит

Несмотря на депрессивные нотки, оно учит любить жизнь и радоваться каждому мгновению, пока мы находимся в этом мире.

Краткий анализ стихотворения Есенина «Нивы сжаты…» по плану Краткий анализ стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная…» по плану Краткая биография Есенина для 3 класса
Краткий анализ стихотворения Есенина «Нивы сжаты…» по плану
Краткий анализ стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная…» по плану
Краткий анализ стихотворения Есенина «С добрым утром!» по плану
Не нашел ответ на свой вопрос? Задай его в комментариях.
Нажимая на кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку персональных данных.