Краткий анализ стихотворения Есенина «Береза» по плану

 

1. История создания

Сергей Есенин написал стихотворение «Береза», будучи совсем молодым человеком. Оно датируется 1913 годом и относится литературоведами к раннему творчеству поэта, что чувствуется в самом произведении.

Есенин создал стихотворение, когда ему было всего восемнадцать лет. Оно стало своеобразной данью памяти о детстве, ведь под окнами отчего дома росла именно та березка, вдохновившая начинающего поэта.

 

2. Литературное направление

Произведение относится к имажинизму, на это указывает яркость и неординарность образа, рисуемого автором. Но также есть черты романтизма и даже реализма.

 

3. Род

Данное стихотворение относится к лирике.

 

4. Жанр

Жанровая принадлежность произведения – лирическое стихотворение о природе, или пейзажная лирика.

 

5. Проблематика

Стихотворение просто описывает неповторимую красоту символа России, так горячо любимой Есениным, – березки. Никакой проблематики оно не затрагивает.

 

6. Тематика

В произведении затрагивается тема красоты и неповторимости родной природы, а точнее – березы, растущей под окном дома.

 

7. Идея

Автор написал это произведение, чтобы показать, как прекрасен символ России, а через него – и вся страна.

Не забываем и того, что именно в березе, согласно многочисленным фольклорным мотивам, кроется душа русского народа, его открытость и красота. Не зря тонкое дерево всегда сравнивали с девушками.

 

8. Пафос

Поэт восторгается красотой и изящностью, даже какой-то хрупкостью дерева. Оно завораживает в любое время года, в любую погоду, сохраняя свое неповторимое очарование. Этот восторг передается и читателю.

Кроме того, ощущается светлая ностальгическая грусть по родным местам, по детству, которое уже не вернуть.

 

9. Система образов

Центром стихотворения является образ березки.

Вся ткань произведения, по сути своей, это описание художественного образа дерева в духе, свойственном имажинизму: яркая, живая картинка, предстающая перед глазами лирического героя и, конечно же, читателя.

 

10. Центральные персонажи

Центральные персонажи произведения – конечно же, сама береза. Ведь именно ее так красочно живописует автор, и лирический герой.

Он наблюдает за деревом и за меняющимся пейзажем за окном. Это глазами лирического героя смотрит читатель, открывая для себя красоту русской березки.

 

11. Лирический герой

Не забываем, что произведение, по сути своей, биографическое. Автор описал настоящую березку, растущую возле его родного дома. Значит, лирический герой тут – прообраз самого Есенина, воплощенный в ткани произведения и художественно переосмысленный.

 

12. Сюжет

Как такового сюжета нет, как и во многих стихотворениях, описывающих природу.

Мы видим березу, стоящую «в сонной тишине». Автор застал удивительное состояние мира. Природа еще не проснулась, заря только-только начала восходить, и в этом свете дерево кажется каким-то нереальным, сказочным.

Тут очень сильно ощущается народное восприятие природы, что объединяет стихотворение с произведениями фольклора.

 

13. Композиция

Линейная композиция, причем одночастная.

  • Первое и второе четверостишия – экспозиция, в нем автор знакомит читателя с березкой.
  • Затем следует завязка действия, представленная в третьем четверостишии, рассказывающая о сонной березе.
  • Потом – развитие действия и одновременно развязка: появляется заря, обсыпающая ветки дерева «новым серебром».

Композиция весьма условна, потому что как такового сюжета тут нет. По сути, перед нами просто красивое описание природы.

 

14. Художественное своеобразие произведения

Стихотворение написано очень выразительным, живым, красочным языком. Казалось бы, обычное дерево, в котором нет ничего удивительного, но автор описал его как что-то волшебное.

В небольшом стихотворении поэт, уже уехавший к тому времени в Москву, сумел передать особенный трепет, с которым относился к родному краю. И в нем же уже ярко проявились черты имажинизма – литературного направления, в котором творил поэт.

 

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано трехстопным хореем, встречаются пиррихии.

Всего 4 катрена, причем рифмуются только четные стихи, нечетные не рифмуются: (АБВБ).

 

16. Средства художественной выразительности

Как правило, отличительная черта любого произведения, относящегося к имажинизму, – богатое использование средств художественной выразительности. В этом небольшом тексте их тоже много.

  • Эпитеты: «белая береза», «пушистые ветки», «снежная кайма»
  • метафоры: «распустились кисти снежной бахромой», «горят снежинки в золотом огне».
  • образное сравнение («точно серебром»),
  • олицетворения («а заря, лениво обходя кругом, обсыпает ветки новым серебром», «принакрылась снегом»).

От такого изобилия художественных средств, текст становится очень ярким, живым, образным.

 

17. Значение произведения

Произведение помогает понять тоску Есенина по своей малой родине. В нем чувствуется то бережное отношение к деревенским просторам, которое поэт пронес через всю свою жизнь.

 

18. Актуальность

Любовь к родине – чувство, всегда близкое и знакомое каждому человеку. Стихотворение не теряет своей актуальности даже в наше время.

 

19. Моё отношение

Мне нравится это произведение, потому что оно очень красивое, лиричное и полностью передает настроение автора.

 

20. Чему учит

Стихотворение учит любви к своей родине, к бережному и внимательному отношению к тем местам, где ты родился.

Краткая биография Есенина для 3 класса Краткая биография Есенина для 4 класса Биография Есенина по годам и датам: хронологическая таблица
Краткая биография Есенина для 3 класса
Краткая биография Есенина для 4 класса
Краткий анализ стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная…» по плану
Не нашел ответ на свой вопрос? Задай его в комментариях.
Нажимая на кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку персональных данных.