Царь в сказке Пушкина о золотом петушке
В сказке Александра Сергеевича Пушкина о золотом петушке царь Дадон является центральным персонажем. Именно с его участием происходят все основные события произведения.
Царь Дадон предстает перед нами как символ безнравственной власти.
В самом начале автор рассказывает нам о том, что когда государь был молод, он совершал военные набеги на соседние страны, нанося им большой ущерб. Теперь же он стар и не может воевать так как раньше, а правители соседних государств мстят за прошлые набеги.
В данной ситуации царь представлен как не самый дальновидный правитель, который не задумывался о расплате за свои деяния в будущем.
Вместо того чтобы наладить дружеские отношения с соседями с самого начала, он воевал с ними пока были силы. Теперь же сам страдает от ответных ударов.
Далее нам рассказывают, что он обратился к мудрецу звездочету за помощью. Царь соглашается на сотрудничество с магическими силами — принимает в подарок золотого петушка.
О том, что за эту сделку ему тоже когда-то придется заплатить, он не задумывается. И это снова подтверждает его недальновидность и глупость.
Глупой также можно назвать его клятву: исполнить любое желание звездочета.
Во-первых, мудрец не просил исполнять «любое» его желание, оно могло быть намного скромнее. Во-вторых, о сделке можно было договориться сразу и расплатиться прямо на месте.
Но, как мы видим, Дадон не любит платить по счетам, и отложил вознаграждение на потом.
Встреча царя с шамаханской царицей тоже является очень показательной.
В ней правитель государства с легкостью теряет голову от женских чар, забывая обо всем на свете, даже о смерти своих детей.
Так показана его порочность и непристойность, которая не должна быть свойственна, с точки зрения Пушкина, достойному правителю.
Последний безнравственный поступок царя — отказ выполнять обещание, данное когда-то звездочету.
Как мы видим, Дадон нисколько не изменился, он не намерен платить за то, что получил ранее.
Кроме того, он не только отказывает мудрецу в просьбе, но и убивает его ударом по лбу.
Пушкин не мог оставить царя безнаказанным в своей сказке. В них добро всегда побеждает над злом.
Справедливость восторжествовала, когда золотой петушок выступил в качестве правосудия: клюнул царя в голову так, что тот скончался на месте.
Такой стала расплата царя Дадона за совершенные деяния.
В заключение можно сказать, что в сказке Александра Пушкина царь Дадон выступает в качестве безнравственной власти, которую обязательно ждет наказание. Ведь добро рано или поздно восторжествует над злом.