Эссе: «Медный Всадник» Пушкина как пролог к петербургским повестям Гоголя

Поэма А. С. Пушкина «Медный всадник» — одно из первых произведений русской литературы, посвящённое теме Петербурга.

Она имеет подзаголовок «петербургская повесть».

В цикле произведений «Невский проспект», «Шинель», «Коляска», «Нос», «Портрет», «Записки сумасшедшего», которые позже тоже будут названы «петербургскими повестями», Н. В. Гоголь продолжит и разовьёт тему «города-обмана».

 

Центральная фигура поэмы Пушкина – Медный всадник: скульптура императора Петра I, основателя северной столицы. Само имя Пётр переводится с древнегреческого как «камень».

Для Пушкина новый город на берегах Невы становится символом суровой воли правителя, пожелавшего подчинить себе даже силы природы.

Вопреки зыбкости местных почв, холодному суровому климату, ценой многих человеческих жизней император воздвигает стратегически важный для России город-порт.

Каменный неприютный Петербург становится пристанищем царя и царедворцев, кошмаром для простых людей.

Люди молчат, но монаршей воле мстит сама Природа в лице взбунтовавшейся Невы. Она сметает на своём пути всё, что построил человек, уносит жизни.

Во время разгула стихии скромный житель столицы Евгений лишается своей возлюбленной и от ужаса теряет рассудок. Он грозит рукой фигуре Медного всадника, и вдруг понимает, что «бронзовый кумир» гонится за ним по пустынным улицам.

 

Тема маленького человека, который не в силах противостоять обстоятельствам, перешла в повесть Гоголя «Шинель».

Чиновник Башмачкин лишается своей мечты, шинели, так же как Евгений лишается невесты. Оба тяжело заболевают, но Акакий Акакиевич умирает от горя стремительно, а у Евгения сначала помрачается рассудок.

 

Тему безумия раскрывает другой образ Гоголя – чиновник Поприщин из повести «Записки сумасшедшего».

Мечтая о великом поприще и одновременно испытывая насмешки, попираемый всеми, он оставляет дневник, в котором перемешивается реальное и фантастическое. В конце сумасшедший умоляет: «Спасите меня! возьмите меня! дайте мне тройку быстрых, как вихорь, коней! Садись, мой ямщик, звени, мой колокольчик, взвейтеся, кони, и несите меня с этого света!».

Жить в мире собственного безумия, которое порождено общим безумием механической жизни, он больше не может.

 

Другой пушкинский мотив, связанный с тёмной стороной Петербурга, его демоническим духом, продолжен в повести Гоголя «Невский проспект».

Главная улица столицы – это выставка современных пороков. На Невском каждый хочет не быть, а казаться, все пускают друг другу пыль в глаза, хвастаются сюртуками, бакенбардами и туфлями, а живая человеческая душа никому не интересна.

Романтик Пискарёв рискует поверить в «мимолётное видение» и устремляется в погоню за прекрасной незнакомкой, которая оказывается обычной «ночной бабочкой» Петербурга.

 

Тема похищения живой души дьяволом звучит и в повести «Портрет».

Художник Чертков меняет талант на деньги и славу. Его божественный дар служит теперь людским прихотям и страстям и не приносит добра.

«Не верьте Петербургу. Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется!» — подытоживает свои размышления Гоголь.

 

Поэма Пушкина «Медный всадник» и «Петербургские повести» Гоголя стали началом петербургского мифа в русской культуре. Его развили в своих произведениях Ф. М. Достоевский, А. Белый, А. А. Ахматова.

Тема противостояния маленького человека государственной машине и высшей воле стала одной из ведущих во всей отечественной литературе.

Краткий анализ произведения «Медный всадник» по плану Сравнение Петербурга Пушкина «Медный всадник» и Гоголя «Невский проспект» Какой поэме Пушкин дал подзаголовок «Петербургская повесть»
Краткий анализ произведения «Медный всадник» по плану
Сравнение Петербурга Пушкина «Медный всадник» и Гоголя «Невский проспект»
Почему поэма «Медный всадник» это самая петербургская поэма Пушкина
Не нашел ответ на свой вопрос? Задай его в комментариях.
Нажимая на кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку персональных данных.