Где и как Пушкин признается в любви к Петербургу
Александр Сергеевич Пушкин очень любил Петербург, потому что он был для него всем.
Хотя он и родился в Москве, здесь был его дом. Здесь жили его родные, друзья и враги. Единомышленники и злопыхатели. Многочисленные дамы сердца – именно дамы, потому что Пушкин всегда был истинным кавалером.
По Петербургу ходили герои его эпиграмм и героини любовных посланий. Все было собрано в одном месте: удобном, комфортном, веселом и красивом.
И как было не любить этот чудный город!
Литература знает разные описания Петербурга: мрачные и мистические — у Гоголя, с «налетом» фантастики – у Достоевского. У Пушкина в стихах – свой собственный Петербург: у гения не может быть иначе.
Впервые Пушкин упоминает о Петербурге в оде «Вольность». Любви тут нет – эмоции, скорее всего, носят негативный характер: «Пустынный памятник тирана» — так Пушкин называет Петербург.
В миниатюре «Город пышный…» он заостряет внимание на двойственности Петербурга: «Город пышный, город бедный … Скука, холод и гранит».
Петербургу, точнее, воспоминаниям о нем, посвящена и первая глава «Евгения Онегина» — «А Петербург неугомонный уж барабаном пробужден». Ироническое описание города сочетается с любовью к его простому люду: «Встает купец, идет разносчик, на биржу тянется извозчик, с кувшином охтенка спешит».
В романе – два Петербурга: Онегинский и Пушкинский. Для Онегина Петербург – европейский, а не русский город. И традиции, по мнению Онегина, там – западные. У Пушкина – другое мнение. Так появляется в литературе мотив «разного Петербурга».
Совершенно необычный Петербург выведен Пушкиным в поэме «Медный всадник». Это — реально существующий город с улицами, мостами и реками. У него есть центр и окраины, он переживает разное время года и суток.
Петербург Пушкина живет, как целый мир: пусть маленький, но мир.
Герой поэмы, по мнению Белинского, не Петр I и не чиновник Евгений, а Петербург.
И, действительно, описанию и созданию образа Петербурга отведено значительное место. Особенно во «Вступлении» к поэме: Пушкин описывает два состояния города – до и после основания будущего Петербурга.
«…По мшистым, топким берегам чернели избы здесь и там, приют убогого чухонца…» И – через сто лет: «…ныне там по оживленным берегам громады стройные теснятся дворцов и башен; корабли толпой со всех концов земли к богатым пристаням стремятся…».
Конечно же, упоминает знаменитые белые ночи: «…Одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса…».
И суровую зиму в Петербурге: «…Люблю зимы твоей жестокой недвижный воздух и мороз, бег санок вдоль Невы широкой…».
В этом произведении Пушкин признается в своей любви к городу и выражает свое восхищение: «Люблю тебя, Петра творенье, люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, береговой ее гранит…».
Здесь звучит гимн величию Петербурга: «Красуйся, град Петров и стой неколебимо, как Россия».
Многие словосочетания из поэмы разошлись на цитаты или стали фразеологизмами: про «окно в Европу» знают все.
Художественное восприятие Петербурга в поэме практически одинаково: все, кто читают ее, полностью согласны с автором: этот город может вызывать только восторг.
В Петербурге Пушкин реализовал свой талант, получил признание, любил, веселился и работал. Здесь он окончил свой земной путь. И он очень любил этот город – может быть, чуточку больше, чем это делаем мы.