Краткий анализ стихотворения Есенина «Бабушкины сказки» по плану

 

1. История создания

Бабушка Наталья Евстихиевна была дорогим и близким Есенину человеком. Она вырастила его, научила читать и писать, привила любовь к книге.

С любимой бабушкой маленький поэт ходил на богомолье, в дедовском доме слышал песни странников, которые потом воспроизводил в стихах и поэмах.

«Бабушка любила меня изо всей мочи», — вспоминал Есенин. Она была для него так же близка, как Арина Родионовна для Пушкина.

В 1915 году бабушки не стало, и поэт вернулся в дом родителей, где почувствовал себя одиноко. После этого он принял решение переехать в Москву.

Стихотворение «Бабушкины сказки» стало своеобразным прощанием с детством, домом деда и бабушки, малой родиной.

 

2. Литературное направление

Стихотворение написано в традициях реализма.

 

3. Род

Оно представляет собой образец малой лирики.

 

4. Жанр

По жанру «Бабушкины сказки» — лирическое стихотворение, написанное по воспоминаниям о прошедшем детстве.

 

5. Проблематика

Поэт поднимает проблему памяти. Даже те, кого нет с нами сегодня, остаются в наших сердцах на всю жизнь. Свет их любви согревает нас, как тепло русской печки и волшебство народных сказок.

 

6. Тематика

Основная тема стихотворения – любовь к бабушке.

Бабушки – это хранительницы и передатчицы культуры. Именно они рассказывают внукам сказки, учат их читать, сажать семена, делать что-то своими руками.

Мудрость и тепло наших бабушек согревают нас всю жизнь.

 

7. Идея

Детям кажется, что бабушка – это сказочная волшебница. Она рассказывает им про чудесные миры, говорящих зверей, царевичей и царевен.

Мир доброй выдумки и житейской мудрости неразрывно связан с бабушкиными глазами, руками, улыбкой. Бабушкина становится образом идеальной любви.

 

8. Пафос

В каждой строчке стихотворения звучит любовь к бабушке, ностальгия по беззаботному детству и тому абсолютному счастью, которое дарили детскому сердцу её сказки.

 

9. Система образов

Образы детства складываются из описания зимнего вечера. Возвращаясь с прогулки, деревенские ребятишки «в два рядка» садятся слушать бабушкины сказки. Они готовы сидеть так до утра, и даже приказ матери ложиться не имеет силы – так притягательно волшебство бабушкиных историй.

Образный ряд выстраивается за счёт однородных сказуемых: «идём, бредём», «садимся», «сидим, еле дышим», «притворимся, что не слышим», «загалдели, начинаем приставать».

Бабушка уступает уговорам, лишь робко спрашивая: «Что ж, сидеть-то до зари?» Эта краткая реплика характеризует её спокойный миролюбивый нрав, огромную любовь к детям.

 

10. Центральные персонажи

Центральный персонаж стихотворения – бабушка. Она рассказывает сказки и согревает всех своим теплом. Вокруг неё собираются внуки, другие ребятишки.

Также на заднем плане возникает образ матери. Ясно, что в картине есенинского детства образ бабушки ярче и полнее образа матери. Она – центр детской вселенной, душа дома.

 

11. Лирический герой

Лирический герой растворён в толпе ребятишек. Он никак не проявляет свою индивидуальность.

Это детское «мы» говорит о том, что тогда поэт чувствовал себя частью целого, звеном рода, ещё не испытывал чувство одиночества и покинутости, характерное для его позднего творчества.

 

12. Сюжет

Сюжет стихотворения прост. Ребятишки возвращаются зимним вечером домой. Они накатались на санках и спешат обогреться, послушать на ночь сказки.

Все понимают, что пора спать, но бабушкины сказки так захватывают детей, что они готовы сидеть перед ней до самого утра.

 

13. Композиция

Композиция произведения – линейная.

  • В первом и втором четверостишии присутствует завязка – дети собираются дома.
  • В третьем четверостишии появляется развитие действия: поэт описывает детскую радость, упоение сказками.
  • В четвёртом четверостишии звучит кульминация: пора спать.
  • Наконец, в пятом следует развязка:

Скажет бабушка несмело:
«Что ж сидеть-то до зари?»
Ну, а нам какое дело, —
Говори да говори.

 

14. Художественные особенности

Язык стихотворения приближен к разговорной речи. Кажется, что поэт делится воспоминанием о детстве в кругу друзей.

Есть в нём слова «задворки», «салазки», которые могут показаться современным детям незнакомыми. Для тех же, кто вырос в деревне, их смысл вполне понятен.

В стихотворении преобладают глаголы, почти не используются средства художественной выразительности. Секрет произведения в простоте и естественности рассказанной истории, в том, что по содержанию она близка каждому ребёнку и взрослому.

 

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с чередованием женской и мужской рифмы.

В произведении используется перекрёстная рифмовка (АБАБ).

Стихотворение не разбито на строфы, но условно можно выделить в нём пять четверостиший, так как оно состоит из двадцати рифмующихся строк.

 

16. Средства художественной выразительности

В стихотворении используются следующие тропы:

  • ряды однородных членов: «по сугробам, по пригоркам»; «идём, бредём»; «сидим, еле дышим»;
  • эпитеты: «разухабистой гурьбой», «скажет несмело».

С помощью аллитерации на «шк», «ск», «пр» поэт передаёт настроение зимнего вечера в деревне: блеск и хруст снега, потрескивание лучины и огня в печи, ласковый голос бабушки.

Ассонансы с «и», «о», «э» усиливают настроение ностальгии, вызывают ассоциацию с чем-то бесконечно близким, милым, дорогим, вызывая щемящее чувство сопричастности к героям стихотворения.

 

17. Значение произведения

Стихотворение «Бабушкины сказки» — это прощание Есенина с домом, в котором он вырос, миром детства и бабушкиных сказок.

А ещё это гимн русским бабушкам, которые воспитывали и воспитывают умных добрых внуков, не жалея на них ни сил, ни времени, ни души.

 

18. Актуальность

Стихотворение Есенина всегда будет актуально для русских людей. В каждой семье есть бабушка, и, несмотря на то, что времена меняются, бабушки в нашей стране очень много времени проводят с внуками, они учат их добру.

 

19. Моё отношение

Мне нравится стихотворение «Бабушкины сказки». Я хорошо помню, как бабушка рассказывала мне сказки, когда я был помладше.

Люди живут сейчас не в избушках, а в квартирах, читают разные истории с экранов своих планшетов, но тепло, которое может дать только близкий человек, остаётся неизменным. Мир был бы скучным и пустым без наших бабушек!

 

20. Чему учит

Стихотворение учит нас помнить и любить своих бабушек, ценить каждый день, проведённый с ними.

Когда мы были маленькими, они заботились о нас. А теперь наша очередь ухаживать за ними, радовать приятными мелочами, хотя бы иногда звонить и приезжать в гости. Бабушка не всегда будет рядом. Успейте сказать ей, что любите её.

Краткая биография Есенина для 3 класса Краткая биография Есенина для 4 класса Биография Есенина по годам и датам: хронологическая таблица
Краткая биография Есенина для 3 класса
Краткая биография Есенина для 4 класса
Краткий анализ стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная…» по плану
Не нашел ответ на свой вопрос? Задай его в комментариях.
Нажимая на кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку персональных данных.