Краткий анализ стихотворения Есенина «Край ты мой заброшенный…» по плану

 

1. История создания

Стихотворение «Край ты мой заброшенный…» написано в 1914 году и опубликовано в 1916 году.

Оно отличается по тематике и настроению от прочих благостных стихотворений Есенина этой поры. Поэта тревожит будущее деревни, он не может не видеть, что небесная Русь, созданная силой его поэтического воображения, находится на грани гибели.

Стихотворение «Край ты мой заброшенный…» можно назвать пророческим.

 

2. Литературное направление

В период написания стихотворения Есенин увлекался поисками новой образности. Её истоки он видел в народной речи.

Произведение написано в традициях реализма и сочетает черты бытописательства с мотивами религиозного поиска.

 

3. Род

Стихотворение «Край ты мой заброшенный» — это пример пейзажной и философской лирики.

 

4. Жанр

Перед нами лирическое стихотворение со всеми присущими ему атрибутами: присутствием лирического героя, раздумчивым настроением, описанием происходящего сквозь призму личного восприятия.

 

5. Проблематика

Поэт затрагивает проблему оскудения русского пространства. Он предвидит кризис и последующую гибель деревни, а вместе с ней – старой традиционной культуры.

 

6. Тематика

Стихотворение посвящено судьбам Родины и овеяно печальным осознанием того, что её бытие не вечно.

 

7. Идея

Идея стихотворения в том, что время меняет облик земли; люди уходят в города, а деревни пустеют.

Вместе с деревнями умирает народная культура, родовая память, родная история. «Уж не сказ ли в прутнике // Жить твоя и быль»? – спрашивает поэт.

Может быть, прежние времена – это только сон, сказка, а всё, что есть – лишь шёпот ковыля и хлопанье рассохшихся ставень?

 

8. Пафос

Стихотворение наполнено тревогой и тоской. Поэт сожалеет о том, что его родной край заброшен. Некому косить сено, чинить крыши домов.

Речь идёт не о родном селе Константиново, которое и по сей день крепко стоит на земле, а скорее о собирательном образе пошатнувшейся в духовном и историческом плане русской деревни.

 

9. Система образов

Стихотворение рисует образ вымирающей русской деревни.

Поэт перечисляет приметы запустения: «край заброшенный», «сенокос некошеный», «избы подбоченились», «крыши их запенились», «ветер плесень сизую солнцем окропил», «ворон бьёт крылом». Последний из этих образов вызывает ассоциацию со смертью, окончательной гибелью.

За счёт выстраивания такого плотного предметного ряда поэт нагнетает чувство тоски, безнадёжности, жалости.

Завершающий образ шепчущего ковыля как бы растворяет деревню в пространстве русского простора. Кажется, что степь поглощает и хоронит умирающее село.

 

10. Центральные персонажи

Стихотворение создаёт образ русской пустоты. Кроме наблюдателя, посетившего село, в нём нет персонажей.

Любимый край обезлюдел – в этом и состоит его трагедия.

 

11. Лирический герой

Лирический герой сравнивает себя с путником. Путник – это тот, кто оставил дом и выбрал дорогу.

Однако поэт прямо выражает своё отношение к увиденному, называя заброшенный край своим. Значит, гибель прежнего, домашнего мира – это его личная трагедия.

Теряя родной дом, лирический герой с печалью отправляется в странствие по Руси.

 

12. Сюжет

Сюжет стихотворения представляет собой описание умирающего села.

Автор последовательно показывает нам приметы запустения, а в конце задаёт риторический вопрос о том, было ли вообще это село или только привиделось.

 

13. Композиция

Композиция произведения – линейная, двухчастная.

От четверостишия к четверостишию взгляд автора словно движется вдоль сельской дороги. Поэт перечисляет печальные картины опустения.

В конце озвучен горестный риторический вопрос, подводящий итог размышлениям автора.

 

14. Художественные особенности

Язык стихотворения богат и даже слегка перенасыщен диалектизмами. Есенин использует слова из деревенского обихода, чтобы в последний раз назвать каждый предмет старого мира по имени, то есть помянуть.

Поэт вспоминает такие слова, как «гать» (дорога, насыпь, идущая через болото, основание которой выложено из хвороста), «выструги стропил» (выструганные особым образом части деревянной конструкции, на которой держится крыша), «прутник» (мелкий ивняк), «жисть» (жизнь).

Поэтический синтаксис представлен обращением «Край ты мой заброшенный» и риторическим вопросом. Они делают речь автора естественной и достоверной.

 

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворный размер произведения – четырёхстопный хорей. Он придаёт стихотворению грустную напевность, делает его похожим на причитание.

В произведении используется перекрёстная рифмовка (АБАБ).

Стихотворение состоит из 5 четверостиший.

 

16. Средства художественной выразительности

В стихотворении используются следующие тропы:

  • эпитеты: «край заброшенный», «сизой плесени»;
  • сравнение: «под соломой-ризою», «как метель, черёмуха»;
  • метафоры: «заревая гать», «сказ в прутнике»
  • олицетворения: «ветер окропил», «избы забоченились», «черёмуха машет рукавом», «нашептал ковыль»;
  • литота (преуменьшение): «их всего-то пять».

Есенин использует приём градации (постепенного нарастания смыслов). Он накладывает один штрих пейзажа на другой, за счёт чего увеличивается густота мазка, возрастает ощущение тревоги, тоски.

С помощью аллитераций («р», «з», «с», «ш») поэт передаёт страшные звуки одичавшего без человечьей ласки места: шелест трав, свист ветра, крик ворона.

Ассонансы («и», «у», «э») усиливают ощущение острой печали. Слог «ай» в слове «край», с которого начинается стихотворение, звучит, словно крик боли.

 

17. Значение произведения

Стихотворение «Край ты мой заброшенный» является примером поэтической и человеческой прозорливости Есенина. Поэт предугадал будущее русской деревни и подробно описал его в ярких образах.

 

18. Актуальность

Данное произведение как никогда актуально. На протяжении всего 20-го века люди стремились уехать из деревни в город, и этот процесс оказался необратимым. Сегодня тысячи деревень и сёл по всей России доживают свои последние дни. Страшное есенинское пророчество стало явью.

 

19. Моё отношение

Стихотворение Есенина вызывает во мне чувство глубокой грусти. Очень хочется сделать что-нибудь, чтобы наши деревни не умирали. Ведь они являются сокровищницами русской культуры.

 

20. Чему учит

Стихотворение предупреждает нас о скорой гибели села и призывает задуматься о тех ценностях, которые навсегда уйдут в прошлое вслед за русской деревней.

Краткий анализ стихотворения Есенина «С добрым утром!» по плану Краткий анализ стихотворения Есенина «Нивы сжаты…» по плану Краткий анализ стихотворения Есенина «Не жалею, не зову, не плачу …» по плану
Краткий анализ стихотворения Есенина «С добрым утром!» по плану
Краткий анализ стихотворения Есенина «Нивы сжаты…» по плану
Краткий анализ стихотворения Есенина «Береза» по плану
Не нашел ответ на свой вопрос? Задай его в комментариях.
Нажимая на кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку персональных данных.