Краткий анализ стихотворения Есенина «Топи да болота…» по плану

 

1. История создания

Стихотворение «Топи да болота…» относится к раннему периоду есенинской лирики.

Оно было написано, когда поэт только переселился в Москву, а точнее – в первый год его жизни в столице, в 1914.

Стихотворение пронизано искренней любовью к родному краю. В нем мы видим характерное для раннего творчества Есенина идеализирование деревенских пейзажей и сельского уклада жизни в целом.

Произведение увидело свет в самом первом авторском сборнике Сергея Александровича «Радуница», который вышел в 1916 году.

 

2. Литературное направление

Стихотворение относится к имажинизму, но так же в нем просматриваются нотки романтизма.

 

3. Род

По роду это лирика.

 

4. Жанр

Жанровая принадлежность произведения – пейзажная лирика, или стихи о природе.

 

5. Проблематика

В своем стихотворении автор просто делится с читателем тем искренним восхищением, которое он испытывает, наблюдая картины родного края.

Никаких проблем Есенин здесь не понимает.

 

6. Тематика

Тема произведения характерна для всего творчества Сергея Александровича – любовь к родине, искреннее любование простой русской природой.

 

7. Идея

Автор написал это стихотворение, чтобы передать все свои светлые чувства, связанные с деревенскими пейзажами, описать их неповторимую, живую красоту.

 

8. Пафос

Это небольшое творение Есенина наполнено восхищением родными местами. В стихотворении поэт не просто воспевает природу, знакомую ему с детства, но даже идеализирует ее, описывает, как нечто живое и очень доброе, светлое.

 

9. Система образов

Как и многие есенинские произведения, анализируемое стихотворение построено на удивительных, живых образах русской природы.

Автор не просто описывает деревья, нет, он представляет их некими сказочными существами, способными все чувствовать и понимать. Они словно ждут мальчика Сергея, выросшего в этих местах и ушедшего когда-то покорять Москву, обратно. Недаром появляются щемящие душу строки «Край ты мой забытый. Край ты мой родной».

 

10. Центральные персонажи

Центральные пейзажи этого небольшого стихотворения – конечно, художественные образы русской природы.

Они словно живые, разумные существа, все понимающие. Автор не просто рисует картину лесов, а наполняет ее сказочностью, неким волшебством, которое особенно сближает его произведения с фольклором.

Есенинская природа живая, и она является полноценным персонажем произведений поэта.

 

11. Лирический герой

Лирический герой тут не слишком выражен, но он есть. Можно смело сказать, что это художественная проекция автора.

Поэт лично много раз наблюдал чудесные картины, описываемые в произведении, даже больше, – он вырос среди них. Это именно его, есенинский, забытый родной край.

 

12. Сюжет

Автор просто рисует пейзаж, хоть и оживляет его благодаря своему великому таланту. Как такового, сюжета тут нет.

 

13. Композиция

Про композицию можно сказать, что она простая, линейная, без особо выраженных точек действия.

Условно экспозицией и завязкой можно назвать первое четверостишие: автор вводит читателя в русский лес, дает краткие, но емкие описания.

Затем следует развитие действия: теньканье синицы, сон елей, движение обоза, слушание ракитами ветра. Все эти детали создают красочную картину деревенской жизни.

Наконец, кульминация и развязка – последние два стиха произведения. В них автор изливает всю свою тоску по покинутым родным местам и выражает искреннюю любовь к ним.

 

14. Художественное своеобразие произведения

Стихотворение написано простым, емким и очень живым языком.

Есенин не любил и практически нигде не использовал высокой лексики, и поэтому его произведения можно назвать народными в самом теплом и добром понимании этого слова. Они понятны как крестьянам, так и дворянам, наполняют душу любовью и учат видеть прекрасное в простых пейзажах русской природы.

Кроме того, Есенин использует народные слова, например, «тенькает», «слухают», а также вводит собственный окказионализм – «вззвенивает».

 

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано излюбленным есенинским размером – трехстопным хореем, которым создано большинство произведение фольклора.

Рифмовка перекрестная (АБАБ), много неточных рифм: болота – позолотой, скрипом – липой.

 

16. Средства художественной выразительности

Есенин – мастер метафор и эпитетов, но особенно он любил олицетворения. В стихотворении очень много этих средств художественной выразительности.

Например:

  • эпитеты («синий плат», «лесные кудри», «темные ели»),
  • метафоры («синий плат небес», «хвойной позолотой вззвенивает лес»),
  • олицетворения («лесные кудри», «темным елям снится», «слухают ракиты посвист ветряной»).

 

17. Значение произведения

Произведение помогает понять, с какой нежностью и любовью Есенин относился к родной деревне, как скучал по ней. Позже он увидит идеализированную жизнь с другой стороны, но раннее творчество наполнено именно такими чувствами.

 

18. Актуальность

Каждый человек любит свою малую родину и скучает, оказавшись далеко от нее. В этом плане произведение актуально всегда.

 

19. Моё отношение

Мне очень нравится это стихотворение своим образным, метафоричным языком и теми светлыми эмоциями, которыми оно наполнено.

 

20. Чему учит

Произведение учит особенно бережно и трепетно относиться к родным местам, уметь видеть в них красоту и воспринимать природу, как нечто живое и очень доброе.

Краткий анализ стихотворения Есенина «С добрым утром!» по плану Краткий анализ стихотворения Есенина «Нивы сжаты…» по плану Краткий анализ стихотворения Есенина «Не жалею, не зову, не плачу …» по плану
Краткий анализ стихотворения Есенина «С добрым утром!» по плану
Краткий анализ стихотворения Есенина «Нивы сжаты…» по плану
Краткий анализ стихотворения Есенина «Береза» по плану
Не нашел ответ на свой вопрос? Задай его в комментариях.
Нажимая на кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку персональных данных.