Краткий анализ стихотворения Есенина «Вот уж вечер. Роса…» по плану
1. История создания
Стихотворение «Вот уж вечер. Роса…» написано в 1910 году, когда Сергею Есенину было 15 лет.
Поэт считал этот текст пробой пера, но в нём уже угадываются черты расцветающего таланта.
Написанное в родном селе Константинове, оно, скорее всего, представляет собой набросок с натуры, так как знакомые семьи Есениных в своих воспоминаниях свидетельствуют, что Сергей любил записывать стихи на открытом воздухе, в тишине проходящего дня, или уединившись в одной из дворовых построек.
2. Литературное направление
Стихотворение написано в реалистической манере, но с романтическим пафосом любования миром.
3. Род
Перед нами лирическое произведение о природе.
4. Жанр
Это небольшое лирическое стихотворение, зарисовка с натуры.
5. Проблематика
Яркой проблематики в стихотворении нет. Оно посвящено миру природы и месту человека в природном космосе.
6. Тематика
Стихотворение описывает деревенский вечер, игру света и тени, запахи и звуки родного села при смене дня и ночи.
7. Идея
Идея стихотворения состоит в том, что пробудившийся поэтический слух позволил юноше увидеть мир необычным, таинственным, волнующим. Он радуется, что может передать увиденное и услышанное словами.
8. Пафос
Поэт любуется красотой деревенского вечера, тишиной и теплом, которые его окружают. Ему хорошо среди родных звуков и запахов.
9. Система образов
Есенинские зарисовки построены так же, как его более зрелые стихотворения. Они сотканы из цветовых, световых, акустических и зрительных образов.
Световые образы: «роса блестит на крапиве», «от луны свет большой», «берёзы… как большие свечки».
Звуковые образы: «песнь соловья», «сонный сторож стучит мёрзлой колотушкой».
Осязательные образы: «я стою у дороги, прислонившись к иве», «хорошо и тепло, как зимой у печки».
10. Центральные персонажи
Центральные персонажи зарисовки – поэт и мир природы.
11. Лирический герой
Лирический герой описывает своё положение в пространстве, признаётся, что ему тепло, хорошо и описывает собственные ощущения от увиденного. Он не просто зеркало природы, он – её часть.
Как человек он чувствует себя гармонично среди берёз и соловьиных трелей, деревенских крыш и отдалённых ночных звуков.
12. Сюжет
Сюжет стихотворения прост. Поэт стоит у дороги, прислонившись к стволу дерева, и следит за наступлением ночи. Он видит и слышит, как гаснут краски и звуки, дожидаясь позднего часа, чтобы вернуться домой.
13. Композиция
Композиция произведения – одночастная.
В четырёх четверостишиях последовательно описаны изменения, которые происходят в природе вечером.
Экспозиция, завязка, развитие действия и кульминация («Сонный сторож стучит мёрзлой колотушкой» (пришло время сна)) соответствуют каждой из четырёх строф.
14. Художественные особенности
Язык стихотворения ясен, образен и очень прост. Используется общелитературная лексика.
Интонация автора – повествовательная, раздумчивая. Похоже, что поэт делится наблюдениями с близким другом или крупными мазками пишет вечерний пейзаж на куске полотна.
Есенин впервые использует художественную деталь, переходя от абстракции к конкретному изображению предметов. Он реалистично выписывает и листья крапивы, и залитую луной крышу, и ствол ракиты, который чувствует спиной, и стук колотушки сторожа.
15. Размер, рифма, строфика
Стихотворение написано дольником с двумя ударениями.
В произведении используется перекрестная рифмовка, при этом рифмуются только 2 и 4 строки, что приближает поэтическую речь к разговорной, придавая ей естественности.
Текст состоит из 4-х четверостиший.
16. Средства художественной выразительности
В стихотворении используется множество:
- эпитетов и определений с прямым значением: «от луны свет большой», «большие свечки», «сонный сторож», «мёрзлая колотушка».
- есть в тексте сравнения: «берёзы стоят, как большие свечки», «хорошо и тепло, как зимой у печки».
Также поэт использует приём перспективы. Он переносит взгляд от земли (роса на крапиве) в невидимую даль («где-то песнь соловья вдалеке я слышу», а потом – «вдали, за рекой, словно на опушке… сонный сторож»).
Звуки вечера передаются за счёт ассонансов («о», «э», «и») и аллитераций («ч», «с», «л»). Тишина не дремлет, она наполнена жизнью и смыслом. Строки словно переливаются, образуя причудливую вязь. Нужно обязательно прочитать их вслух, чтобы почувствовать красоту стихотворения.
17. Значение произведения
В стихотворении «Вот уж вечер. Роса…» молодой поэт пробует свои силы в описании пейзажа.
Но даже эта маленькая зарисовка – не плоская, не поверхностная. Все предметы, изображённые молодым автором, связаны ниточкой живого тепла. Так воспринимать мир может только ребёнок, отрок, ещё не утративший сыновнюю нежность к природе.
18. Актуальность
Стихотворение Есенина актуально для современных людей, ведь состояния спокойного и благостного любования знакомо каждому.
Мы особенно остро чувствуем красоту мира в детстве и отрочестве, когда у нас есть время остановиться и оглянуться вокруг.
19. Моё отношение
Мне нравится стихотворение «Вот уж вечер. Роса…» Когда я приезжаю на каникулы к бабушке и обнимаю берёзы рядом с её домом, мне тоже хорошо и тепло, как Есенину. В душе просыпается что-то светлое, даже хочется плакать. Наверное, это и есть чувство Родины.
20. Чему учит
Стихотворение учит нас не терять связь с окружающим миром, внимательно слушать и слышать его, беречь красоту родной природы.