Краткий анализ стихотворения Есенина «Я обманывать себя не стану…» по плану
1.История создания
Стихотворение «Я обманывать себя не стану…» написано Есениным в 1922 году и впоследствии включено в сборник «Москва кабацкая», вышедший в 1924 году.
В нём поэт впервые задаётся вопросом о том, кто такие «шарлатан» и «скандалист».
Эти прозвища стали частью есенинского образа в 20-е годы, и поэт во многом сам спровоцировал их появление. Ему нравилось эпатировать публику, нарушать границы светских приличий. Маска «хулигана» помогала ему вести себя в стихах свободно, раскованно.
Стихотворение «Я обманывать себя не стану…» — это попытка понять, насколько эта маска срослась с его настоящим лицом, поиск себя-подлинного.
2. Литературное направление
Стихотворение относится к такому литературному направлению, как имажинизм. Оно насыщено яркими образами и соответствует духу времени.
3. Род
Данное произведение с полным правом можно назвать лирическим.
4. Жанр
По жанру оно напоминает городской романс, в котором, как и во многих других стихотворениях Есенина, присутствует исповедальная интонация.
5. Проблематика
Поэт затрагивает такую проблему, как поиск себя.
Сталкиваясь с различными жизненными обстоятельствами, люди вынуждены менять своё поведение, развивать новые черты личности, гасить что-то, что было присуще им прежде.
Но потребность быть настоящими сильнее, чем попытки приспособиться к жизни. Рано или поздно каждый из нас спрашивает себя: а кто же я на самом деле? Подобный вопрос задаёт себе и лирический герой Есенина.
6. Тематика
Тема стихотворения: истинные и мнимые ценности жизни, подлинность человеческого «я».
7. Идея
Идея произведения в том, что слухи и сплетни могут не соответствовать всей правде о человеке. Лишь он один действительно знает свои ошибки и то, насколько сожалеет о них.
8. Пафос
Стихотворение соткано из противоречивых чувств: сначала в нём звучит тревога, сомнение, затем – удаль, наконец, появляется уверенность.
Автор разоблачает перед читателем самого себя и показывает, каким он является на самом деле.
9. Система образов
Образы стихотворения выстроены вокруг главного героя.
Сначала речь идёт о действительно дурных людях: разбойниках, убийцах. Затем поэт примеряет прозвище «шарлатан» на себя и признаётся, что не повинен в столь страшных грехах.
Тогда кто же он? Поэт называет себя «уличным повесой», «озорным гулякой» и признаётся, что «не имеет дружбы» среди людей, отдавая свою душевную привязанность животным.
Мир города слишком чужд для него, а мир природы понятен, привычен, полон смысла. В забавных образах дружбы со «зверьём» чувствуется есенинская склонность к игре, ребячеству как проявлениям жизненной силы и душевной теплоты.
Вспомнив о тех, кого он действительно любит, герой успокаивается, словно объясняя себе и читателю, что его хулиганская повадка – всего лишь шутка, способ вырваться из бессмысленности жизни.
10. Центральные персонажи
Главный герой стихотворения – сам автор.
Для раскрытия его характера необходимы и другие персонажи, обитатели московских улиц: собаки, лошади. Это для них, а «не для женщин» поэт носит цилиндр!
Мир напыщенных и привыкших к условностям людей противопоставлен ласковому и отзывчивому на добро миру животных. Так свою чудаковатость, непохожесть на других поэт превращает из недостатка в достоинство.
11. Лирический герой
Лирический герой несколько раз переоблачается на глазах у читателя.
Сначала он «шарлатан» и «скандалист» (так окрестила его молва). Затем – «московский озорной гуляка», «хороший приятель» «для зверей». А ещё он – забавный деревенский денди, надевший цилиндр, будто в попытке прослыть настоящим городским жителем.
Все эти атрибуты – элементы игры, выстраивания собственного образа.
Лирический герой признаётся: «Каждому здесь кобелю на шею //Я готов отдать мой лучший галстук…» то есть, на самом деле цилиндры и галстуки ему не нужны. Он любит лошадей, собак – царство естественной жизни.
Перед нами совсем не скандалист, а добрый, весёлый и обаятельный человек.
12. Сюжет
Сюжет стихотворения складывается из ответа на вопрос: «Отчего прослыл я шарлатаном?».
Поэт начинает с самооправдания: «Не злодей я, и не грабил лесом…».
Затем он рассказывает о прогулках по московским улицам, дружбе с извозчиками и их лошадками (память деревни), внутреннем родстве с беспризорными уличными собаками. Для этих живых существ поэту не жаль ничего: они не лгут, не предают, не делают зла. А вот люди устроены иначе.
Разобравшись в себе, лирический герой успокаивается и понимает, что прозвище «скандалиста» — всего лишь обидное слово, которое не затрагивает его сущности.
13. Композиция
Композиция произведения зеркальная. Стихотворение начинается с вопросительных конструкций и заканчивается ответными репликами (Отчего – Оттого).
В 7 строфах стихотворения рассказывается о привычках лирического героя, его характере и друзьях-животных.
Кульминация – это строка о лучшем галстуке, который поэт готов отдать на шею «каждому…кобелю». Она же является своеобразным итогом размышлений автора и ответом на главный вопрос произведения.
14. Художественные особенности
Язык стихотворения прост и насыщен образами. В нём встречаются просторечия, характерные для всего цикла «Москва кабацкая»: «гуляка», «повеса», «задрипанная», «кобель».
Поэт использует антитезу «люди – животные». В этом ему помогает ирония с элементами сарказма. Так женщинам неявно противопоставлены кобылы, а друзьям мужчинам – уличные псы.
Смеётся поэт и над собой. Самоирония заставляет его создавать неожиданные образы братания с четвероногими друзьями. Герой кормит лошадей овсом из цилиндра (это оксюморон: соединение роскоши и простоты), дарит кобелю лучший галстук.
Как всегда, Есенин мастерски играет анафорой: «отчего прослыл я», «каждая, каждый», «оттого прослыл я». Она делает текст произведения мелодичным, чётко структурированным, легко запоминающимся.
15. Размер, рифма, строфика
Стихотворение написано пятистопным хореем с женской рифмой.
Для выражения содержания автору понадобилось целых 7 четверостиший.
Он использовал перекрёстную рифмовку (АВАВ).
Эти особенности ритмики и строфики сделали объёмный текст лёгким для восприятия.
16. Средства художественной выразительности
В стихотворении используются следующие тропы:
- эпитеты: «в сердце мглистом», «озорной гуляка», «лёгкую походку», «задрипанная лошадь»;
- олицетворения: «стих мой душу зверя лечит», «в глупой страсти сердце жить не в силе»;
- метафора: «золото овса»;
- гиперболы: «каждая собака знает мою лёгкую походку», «каждая задрипанная лошадь головой кивает мне навстречу».
Аллитерации («з», «с», «г», «л, «р») выдают противоречивые чувства героя.
Ассонансы («о», «у», «а», «и») передают смену настроения — от грусти к светлой радости и озорной игривости.
17. Значение произведения
Стихотворение «Я обманывать себя не стану…» даёт ключ к пониманию характера Сергея Есенина. Оно помогает понять значение цикла стихотворений «Москва кабацкая» в его творчестве и осознать, что мотив хулиганства использовался поэтом не для прославления негативных сторон жизни, а как средство выражения протеста против любой ограниченности.
18. Актуальность
Произведение актуально и в наши дни. Часто люди кажутся не тем, что они есть на самом деле. Одни считаются негодяями, другие – хорошими людьми.
Понять же, каков человек на самом деле, можно только по его поступкам, маленьким деталям повседневной жизни: например, по отношению к людям, попавшим в беду, детям и животным. Не следует судить людей, лучше обратить внимание на собственное поведение.
19. Моё отношение
Стихотворение «Я обманывать себя не стану…» заставило меня улыбнуться. Сергей Александрович Есенин трогательно и весело описывает свою дружбу с животными.
По воспоминаниям современников, он и в самом деле очень любил зверей, часто совершал неожиданные поступки, которые удивляли его друзей и близких. Например, как-то раз поэт приехал к своей сестре с курицей на голове.
Это говорит о его детской непосредственности и любви к жизни. Мне понравилось то, как автор смог передать свои чувства и мысли в стихотворной форме.
20. Чему учит
Стихотворение учит доброте и творческому отношению к жизни. Не важно, какими нас считают окружающие, важно, какие мы на самом деле. Не надо бояться быть необычными, весёлыми, прямо выражать свои чувства.