Краткий анализ стихотворения Есенина «Заметался пожар голубой…» по плану

 

1.История создания

3 августа 1923 года Есенин вернулся из путешествия в Соединённые Штаты Америки, где он побывал со своей супругой танцовщицей Айседорой Дункан.

Западная культура и богемный образ жизни жены оказались чужеродны его мироощущению, и на душе у поэта было пасмурно. Ему хотелось большого и чистого чувства, которое могло бы полностью изменить его жизнь.

Поэт признался в этом другу Анатолию Мариенгофу, и буквально в тот же вечер 10 августа встретил женщину, вдохновившую его на создание целого цикла лирических шедевров: актрису Камерного театра Августу Миклашевскую.

«Любовь хулигана» — такое название дал Есенин собранию стихотворений, посвящённых Миклашевской. Произведение «Заметался пожар голубой» открывает этот цикл.

 

2. Литературное направление

Стихотворение написано в имажинистской манере.

Его запоминающиеся образы словно созданы кистью художника-авангардиста: казалось бы случайные штрихи свободно ложатся на канву сюжета, оттенки свободно переходят друг в друга.

Интонация нежности и благоговения немыслимым образом сочетается с настроением бунта, рождая пронзительный образ влюблённого хулигана.

 

3. Род

Стихотворение «Заметался пожар голубой…» — образец любовной лирики.

 

4. Жанр

По жанру произведение тяготеет к элегии, но в ином, не классическом её звучании.

Настроение покаянной печали рождается из страстного выплеска-признания. Содержательно стихотворение представляет собой лирическую исповедь.

 

5. Проблематика

Поэт затронул проблему духовного поиска и возможности внутреннего перерождения человека через любовь.

Его герой признаётся в грехах прошлого, говоря о том, что дошёл даже до святотатства, но теперь он раскаивается и стремится начать новую жизнь.

 

6. Тематика

Тема стихотворения – очищающая любовь к женщине.

 

7. Идея

Подлинное любовное чувство поднимает человека над обыденностью, заставляет его меняться в лучшую сторону. Красота и чистота женщины способна исправить даже хулигана, не знавшего до этой встречи ничего святого.

 

8. Пафос

Стихотворение написано с интонацией благоговения и покаяния. Чувство, которое герой испытывает к героине сродни религиозному трепету. Робость сочетается в нём с надеждой, радость — с печалью.

 

9. Система образов

Образы стихотворения построены на системе противопоставлений: грубое, дурное прошлое очищается светлым и чутким ко всему доброму настоящим.

Поэт рассказывает любимой, как он был раньше, и что ценит теперь.

Образ возлюбленной словно написан акварелью: мы различаем лишь отдельные черты её облика: поступь, стан, руки, «злато-карий омут» глаз. Он словно охватывает всю фигуру девушки общим восторженным взглядом, тянется сердцем к этому новому источнику света.

Многократно подчёркивается, что в жизни героя наступает новая эра: теперь он не скандалит, а впервые поёт «про любовь».

 

10. Центральные персонажи

Центральные персонажи стихотворения – лирический герой и его возлюбленная.

Они ещё почти незнакомы. Стихотворение «Заметался пожар голубой…» — лишь первая попытка открыться, сделать шаг навстречу.

Героиня нежна, возвышена. Само её имя кажется поэту музыкой. В другом стихотворении цикла он спросит: «Что ж так имя твоё звенит, // Словно августовская прохлада?»

Герой мечтает лишь о том, чтобы «тонко касаться руки». Он готов пойти за любимой «в любые дали». Она является для него светлой музой, образом душевного перерождения.

 

11. Лирический герой

Сам лирический герой находится на другой ступени. Поэт сознательно принижает этот образ, называя себя хулиганом. «Был я весь — как запущенный сад, // Был на женщин и зелие падкий», — признаётся он.

Но отныне с прошлым покончено: «Разонравилось пить и плясать, // И терять свою жизнь без оглядки…». Наступает время духовной зрелости – прохладный август жизни, и теперь его душе нужны иные дали.

 

12. Сюжет

Сюжет стихотворения описывает зарождение нового чувства в душе героя.

Забыв увлечения прошлого, он оставляет скандалы и начинает петь по-новому. Так о любви он ещё ни разу не писал. Герой признаётся, что не ждёт от любимой ничего и готов следовать за ней, куда бы она ни пожелала.

В завершении ещё раз подчёркивается, что всё, происходящее с ним, неповторимо и ново для поэта.

 

13. Композиция

Композиция произведения кольцевая. Стихотворение начинается и заканчивается сообщением о том, что поэт в первый раз «запел про любовь».

Четыре внутренних строфы описывают образ возлюбленной и развивают мотив покорности новому чувству в жизни поэта.

Кульминация стихотворения – признание, которым завершается стихотворение: «Я б навеки пошёл за тобой // Хоть в свои, хоть в чужие дали…».

 

14. Художественные особенности

Язык стихотворения образен и мелодичен, каждая строка не прочитывается, а словно поётся.

Поэт мастерски использует анафоры: «в первый раз», «был я», «как умеет», «я б навеки». Они помогают расставить смысловые акценты, подчеркнуть важность и неповторимость судьбоносной встречи.

В стихотворении преобладают прилагательные. Учёные считают, что эта часть речи соответствует женскому началу языка, в большей степени соотносится с женской картиной мира, для которой характерно стремление к описательности, нюансировке.

Есенин неслучайно выбирает самые изысканные эпитеты: он хочет понравиться адресату стихотворения, угадать её мысли, верно назвать каждую черту поразившего его образа.

Структура текста напоминает внутренний диалог. Поэт будто сравнивает две личности, две величины: «я» и «ты». Он рассматривает саму возможность сближения, сопоставления и доказывает самому себе, что оно возможно.

 

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано трёхстопным анапестом с чередованием мужских и женских рифм.

В стихотворении 6 четверостиший.

Рифмовка перекрёстная: АБАБ.

Всё это усиливает музыкальность произведения.

 

16. Средства художественной выразительности

В стихотворении используются следующие тропы:

  • эпитеты: «пожар голубой», «запущенный сад», «злато-карий омут», «волос твоих цветом в осень», «поступь нежная», «тонко касаться руки», «сердцем упорным»;
  • сравнение: «был я весь – как запущенный сад»;
  • метафоры: «пожар голубой», «омут…глаз», «хоть в свои, хоть в чужие дали»;
  • гипербола: «в первый раз я запел про любовь». (Формально поэт создавал стихотворения о любви и прежде, но они не казались ему значимыми).

Любопытна цветопись стихотворения. «Голубой пожар» — это стихия чувств. Голубой цвет всегда соотносится у Есенина со свободной ликующей и светлой стихией неба.

Он обыгрывает в своём творчестве многие оттенки синего: «Синий май, заревая теплынь…», «Голубая кофта, синие глаза…», «Я покинул родимый дом…» и другие стихотворения.

«Злато-карий омут» глаз соотносится с осенним солнцем, порой зрелости, а ещё воспоминанием о том, как пахло «яблоком и мёдом» того самого (августовского!) Спаса, который согревал поэта в пору его детства. В этом же ряду и волосы «цветом в осень». Так в образе любимой соединяются холодные оттенки неба и тёплые цвета земли.

Аллитерации («з», «с», «г», «д», «л») передают взволнованное состояние поэта. Чувствуется лёгкая дрожь узнавания и признания, трепет влюблённого сердца.

Ассонансы («а», «э», «о», «у») расширяют горизонты произведения, влекут на простор, сообщают о том, что новое чувство героя велико и волнующе.

 

17. Значение произведения

Стихотворение «Заметался пожар голубой…» уникально новизной найденного образа. Герой произведения находится в покаянном, трепетном, взволнованном состоянии. Он передаёт самые сокровенные чувства любимой, просто и доверчиво открывая ей свою душу.

 

18. Актуальность

Произведение Есенина очень актуально. Может быть, поэт допустил преувеличение, назвав себя хулиганом. В его сердце всегда жила любовь и нежность ко всему живому.

Осознание своего несовершенства даётся не всем людям. Автор помогает каждому из нас посмотреть в свою душу и подумать, нет ли в ней пустых мыслей и глупых страстей.

Отрезвляющее и большое чувство помогает увидеть всё в истинном свете. И пока люди на земле будут влюбляться друг в друга, они не разучатся стремиться к добру и чистоте.

 

19. Моё отношение

Стихотворение «Заметался пожар голубой…» — одно из моих любимых произведений Есенина. Поэт тонко чувствовал человеческую душу и подобрал именно те слова, которые способны затронуть сердце даже самой строгой женщины. Это произведение очень искреннее и трогательное.

 

20. Чему учит

Стихотворение учит нас не бояться любви, открывать сердце навстречу новому чувству и помнить, что ради любимого человека можно стать лучше, чище, прекраснее.

Краткий анализ стихотворения Есенина «С добрым утром!» по плану Краткий анализ стихотворения Есенина «Нивы сжаты…» по плану Краткий анализ стихотворения Есенина «Не жалею, не зову, не плачу …» по плану
Краткий анализ стихотворения Есенина «С добрым утром!» по плану
Краткий анализ стихотворения Есенина «Нивы сжаты…» по плану
Краткий анализ стихотворения Есенина «Береза» по плану
Не нашел ответ на свой вопрос? Задай его в комментариях.
Нажимая на кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку персональных данных.