Краткий анализ стихотворения «Мадонна» по плану

 

1. История создания

Стихотворение «Мадонна» было написано в 1830 году после получения согласия на брак от Наталии Николаевны Гончаровой и её родителей.

Пушкин стал считаться женихом Гончаровой лишь после второй попытки сватовства. В течение двух лет ожидания поэт писал будущей жене письма, в которых рассказывал о том, чем живёт и дышит.

Так, незадолго до написания сонета «Мадонна» он поведал о том, как был поражён картиной Пьетро Перуджино «Мадонна с Младенцем».

Святая напомнила Пушкину Натали, и он повесил в собственном доме светловолосую Мадонну, чтобы ежечасно Ею любоваться. В ответ Наталия Николаевна написала, что скоро поэту предстоит любоваться уже не картиной, а женой.

 

2. Литературное направление

В 1830 году Пушкин уже был зрелым художником-реалистом, для которого романтизм остался в прошлом.

Тем не менее, стихотворение «Мадонна» вполне можно назвать романтическим произведением, в основе которого лежит типичный для средневековой лирики сюжет поклонения Рыцаря Деве.

Соединяя черты возлюбленной с образом Мадонны, Пушкин делает развязку реалистической, но не выходит за рамки общего романтического канона.

 

3. Род

Стихотворение является лирическим произведением и скорее относится к любовной, нежели к религиозной лирике, так как религиозные мотивы служат в нём только подступом к теме Любви.

 

4. Жанр

Жанр стихотворения – сонет.

По форме это итальянский сонет, состоящий из двух катренов и двух терцетов. По духу – классический любовный сонет в традициях Ф. Петрарки.

Сближение средств итальянской живописи и итальянской поэзии, само обращение к образу Мадонны окутывают пушкинский сонет ореолом высокого света.

 

5. Проблематика

В стихотворении затронута проблема духовного поиска.

По своей природе человек стремится к совершенству. Люди находят идеалы в поклонении святыням, любовании произведениями искусства. Особенно преданно служит красоте художник.

Свой идеал лирический герой обретает в жизни. Он совпадает с величайшим образом мировой культуры – образом Богородицы Приснодевы Марии, которую в европейской традиции именуют Мадонной.

 

6. Тематика

Тема преклонения перед красотой звучит в творчестве Пушкина не впервые, но едва ли в других стихотворениях поэта найдётся столь абсолютное и восторженное преклонение перед женщиной.

В образе Мадонны, которому поэт уподобляет образ будущей жены, для него соединены представления о Красоте и Чистоте как высших ценностях искусства и мира.

Тема благодарности Творцу за возможность этой встречи объясняет многое в отношении Пушкина к Гончаровой. Для поэта первая красавица России становится воплощением всего, чему он служит: «чистейшей прелести чистейшим образцом».

 

7. Идея

Идея стихотворения состоит в том, что и на земле можно встретить отголоски и отблески небесной красоты.

Поэт не мог мечтать о большем чуде, чем созерцание любимого изображения, но Всевышний послал ему живое воплощение идеала – любимую женщину.

Обретая свой идеал, художник присягает ему на верность и считает себя счастливейшим из людей.

 

8. Пафос

Сонет «Мадонна» проникнут благоговением, нежным трепетом от встречи с чистым и прекрасным созданием, за судьбу которого отныне будет отвечать лирический герой.

В нём совсем простые и по-человечески понятные чувства к любимой женщине соединены с глубинными потребностями духа, которые находят выход в любовании изображением Мадонны с Младенцем. Земное и небесное сливаются в один величественный и вдохновляющий образ.

 

9. Система образов

Образный ряд стихотворения выстраивается постепенно: от строчки к строчке.

Образы святых, изображённых на полотне, приближаются к поэту по мере того, как он проникается замыслом художника. Ему важно не простое присутствие в доме Мадонны и Младенца, а живое общение с ними:

Чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный Спаситель,
Она с величием, он с разумом в очах —
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона…».

Мечта сбывается: сквозь плотную ткань лирического сюжета проступает образ сошедшей на землю «чистейшей прелести», земной возлюбленной поэта.

 

10. Центральные персонажи

Центральными персонажами стихотворения можно назвать:

  • Мадонну (в её иконографическом и земном воплощении),
  • Спасителя,
  • лирического героя
  • и Всевышнего.

Присутствие Бога ощущается в каждой строке сонета. Именно Он «ниспослал» поэту его Мадонну.

Спаситель и Богоматерь «взирают» с картины «с величием и разумом в очах», а лирический герой признаётся в давнем желании видеть Пречистую в своей обители. Теперь его мечта сбывается.

 

11. Лирический герой

Лирический герой стихотворения тождествен автору. Поэт говорит о любовании картиной великого художника от первого лица.

В его благоговении перед Мадонной соединяются религиозный трепет, поэтический восторг и человеческое умиление. Нет ничего прекраснее, чем молодая женщина с ребёнком, а если это сама Мадонна, держащая Спасителя, каждый, кому выпала честь созерцать изображение, преклонит перед ними колена.

«Исполнились мои желания», — признаётся лирический герой. Его самые немыслимые грёзы воплотились в жизнь: отныне в его «обители» будет сиять живая «Мадонна», «чистейшей прелести чистейший образец».

 

12. Сюжет

Сюжет состоит из трёх частей.

В первой говорится о единственной картине, которую хотелось бы видеть у себя лирическому герою.

Во второй подробно описано содержание картины.

В третьей сообщается о том, как неожиданно и счастливо сбывается мечта поэта, встречающего на земле свою «Мадонну».

 

13. Композиция

Стихотворение имеет линейную композицию. Лирический сюжет развивается последовательно: от строфы к строфе.

Обращение к невесте выстроено в форме монолога.

В двух катренах изложено содержание картины, изображающей Мадонны (мечта героя).

В двух терцетах – встреча с реальной возлюбленной (воплощением мечты).

Последние три строки сонета являются своеобразной развязкой произведения.

 

14. Размер, рифма и строфика

Стихотворение написано шестистопным ямбом.

Женские и мужские рифмы чередуются.

Рифмовка традиционна для классического итальянского сонета: АББА АБАБ ВВГ ДГД.

 

15. Художественное своеобразие произведения

Звукопись помогает представить величественный образ Мадонны.

Ассонансы с «э», «а», «о» расширяю пространство, наполняя его светом.

Аллитерации с сонорами передают мелодичность обращения к возлюбленной, его доверительную нежность. Если негромко и медленно прочитать стихотворение вслух, станет ясен его прозрачный музыкальный рисунок.

Сонет состоит из четырёх предложений: двух сложных и двух простых. В первых двух речь идёт о предметах божественных, там необходимы пояснительные конструкции. В двух последних имеется обращение к Мадонне и признание в том, что мечты поэта сбылись.

Лексика высокого стиля сближает данное стихотворение с молитвой. Используются слова и выражения, связанные с религией (обитель, Пречистая, божественный Спаситель, Творец, ангелы, пальма Сиона, ниспослал), а также слова, относящиеся к сфере искусства («старинных мастеров», «сужденью знатоков», «холста», «картины»).

За пределами этих лексических единиц остаётся всего несколько общелитературных слов. Всё это говорит о высочайшем статусе предмета изображения.

 

16. Средства художественной выразительности

Магия сонета «Мадонна» в том, что он практически лишён привычных для нас тропов. Мы не найдём здесь ни сравнений, ни олицетворений.

Даже определения «важному сужденью знатоков», «в простом углу моём» и «средь медленных трудов» вряд ли можно назвать эпитетами, так как прилагательные используются в своём прямом значении.

 

Однако стихотворение дышит жизнью и прелестью. Это происходит за счёт его особого языкового и интонационного строя. Пушкину удалось зафиксировать в ритмическом рисунке стиха сокровенную интонацию молитвенного признания.

Также мастер использует поэтику светотени: он затемняет и преуменьшает незначительное и высветляет важное.

Своё жилище поэт именует «обителью» и «простым углом», а свои труды – «медленными». Также он отказывается от «множества картин старинных мастеров», подчёркивая уникальность любимого произведения.

Зато образ Мадонны вырастает во всём величии за счёт градации (нарастания смыслов), повторов «тебя мне ниспослал, тебя…», инверсии.

Венчает стихотворение знаменитая метафора «чистейшей прелести чистейший образец». Поэт использует лишь одно «украшение», но как оно сияет на фоне остальных, строгих и лаконичных, образов!

 

17. Значение произведения

В данном стихотворении Пушкин достиг вершин любовной лирики, поместив образ возлюбленной в иерархию надмирных ценностей – туда, где царствуют Истина, Добро и Красота.

Его «Мадонна» является непревзойдённым композиционным, стилистическим и метафорическим шедевром, в котором особенно поражает гармония формы и содержания.

Любовь, доведённую до масштабов религиозного чувства, дано испытать лишь великим душам. Обращение к сонету Пушкина позволяет ощутить духовное богатство и нравственную высоту гения.

 

18. Актуальность

В наше время многие люди разучились видеть вокруг возвышающую красоту. Женщины стремятся быть модными, успешными, похожими на мужчин.

Стихотворение Пушкина напоминает нам о том, что на земле нет идеала выше, чем Мадонна. Любовь, явленная в материнстве, чистота, нежность, духовная наполненность – вот что действительно важно.

Актуальность стихотворения состоит в том, что оно обращено к вечным ценностям.

 

19. Моё отношение

Стихотворение «Мадонна» — одно из моих любимых произведений Пушкина. В нём чувствуется искреннее благоговение перед высшей силой.

Поэт воспевает не просто женскую красоту, а Красоту вообще (ту часть мира, созерцая которую мы верим в существование Бога).

Я наслаждаюсь каждой строчкой этого сонета, вместе с лирическим героем переживая восторг и упоение от исполненной мечты.

 

20. Чему учит

Стихотворение «Мадонна» учит нас видеть среди окружающих предметов особенные знаки, намекающие на то, что рядом находится совсем другая, полная и богатая, неразличимая человеческим зрением жизнь.

Её события переживаются на духовном уровне, не всегда о ней можно рассказать словами.

Когда образы внутренней жизни находят отголосок в реальных событиях, человек испытывает удивление и счастье.

Чтобы встреча с мечтой стала возможной, нужно настраивать душу на высокий лад: читать книги, наслаждаться произведениями живописи, сочувственно относиться ко всем людям, делать добро. Только тогда жизнь будет иметь смысл и приносить радость.

Текст стихотворения «Мадонна» Когда Пушкин написал стихотворение «Мадонна» Жанр стихотворения Пушкина «Мадонна»
Краткий анализ стихотворения «Мадонна» по плану
Текст стихотворения «Мадонна»
Когда Пушкин написал стихотворение «Мадонна»
Не нашел ответ на свой вопрос? Задай его в комментариях.
Нажимая на кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку персональных данных.