Краткий анализ стихотворения «Поэт и толпа» по плану
1. История создания
На черновике стихотворения «Поэт и толпа», (которое первоначально имело название «Чернь»), стоит дата создания – 15 мая 1829 года.
Впервые оно увидело свет в альманахе «Северные Цветы» в 1830 году.
По мнению некоторых литературоведов, этим произведением Пушкин пытался переосмыслить и понять взаимоотношения поэта с недружественным окружением.
Хотя он и заимствует у Еврипида (древнегреческого драматурга) сцену разговора поэта с толпой, в диалоге отражены личные настроения поэта, вызванные событиями собственной жизни.
Это довольно сложный период в жизни Пушкина. Он много и плодотворно работает, но недоброжелатели утверждают, что поэт «исписался». Друзей всё меньше, личная жизнь не складывается.
Давит поэта и постоянный контроль со стороны царской охранки. Он жаждет свободы, движения, изъявляет желание отправиться то в действующую армию, то за границу, но на все свои просьбы получает от Бенкендорфа отказ. И живой, жизнелюбивый поэт всё чаще впадает в отчаяние.
2. Литературное направление
По построению стихотворение «Поэт и толпа» относится к классицизму. Упоминания о лире, алтаре, статуе Аполлона говорит о том, что автор переносит действие в античную эпоху.
Но по отражению жизненных реалий произведение относится к литературному направлению реализм. Реальны чувства лирического героя, реален конфликт между двумя сторонами, которые так и не приходят к согласию.
3. Род
Произведение «Поэт и толпа» лирико-драматического рода.
Выражая чувства и переживания героя (лирика), оно представляет собой, в то же время, драму, поскольку и построено в виде диалога, и в нём присутствует неразрешённый конфликт между лирическим героем (Поэтом) и толпой.
4. Жанр
Стихотворение «Поэт и толпа» можно отнести к жанру философской лирики.
Диалог словно копирует спор античных философов. Его эмоциональная напряжённость подчёркивается энергичным слогом и восклицательными знаками.
5. Проблематика
Проблематика произведения – творческое осмысление взаимоотношений между теми, кто потребительски относится к искусству, ищет в нём «реальную пользу» и теми, кто имеет эстетическое чувство для восприятия красоты как самоценного явления, улучшающего и украшающего мир.
6. Тематика
Через разговор поэта с далёкими от поэзии людьми, Пушкин пытается понять роль творца в обществе. Какова миссия поэта? Может ли он влиять на умы людей, на общественную жизнь? Может ли он своим творчеством сделать их лучше?
Его жизненный опыт даёт ответ: нет. Слишком велика пропасть между практичным умом торговца и умом творческим.
«Не оживит вас лиры глас!»
Тем, для кого искусная статуя лишь дорогой мрамор, который можно взвесить и продать, трудно понять, что существует ценность иной категории – ценность произведения искусства.
Потому он и отвечает толпе, которая призывает его посвятить свой дар исправлению пороков в обществе, что поэты рождаются…
Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.
7. Идея
Идея произведения – между обществом потребления и теми, кто творит настоящую культуру зачастую лежит пропасть; это два, диаметрально противоположных, взгляда на жизнь.
Непреодолимые разногласия не дают найти общий язык. Невозможно лирой исправить пороки.
«Народ непосвящённый», который стремится из всего извлечь пользу и выгоду, не всегда способен оценить высокое искусство; торговая «чернь» не понимает устремлений поэта.
Как ветер, песнь его свободна,
Зато как ветер и бесплодна:
Какая польза нам от ней?
8. Пафос
Речь лирического героя эмоциональна. Она полна горечи, сожаления и безысходности.
Искусство предназначено для того, чтобы делать мир лучше, ярче, пробуждать в душе способность видеть красоту мира. Но до этого ещё далеко.
Поэт в пушкинскую эпоху не имел социальной значимости, плоды его труда, «его песнь» не представляла особой ценности и рассматривались лишь как развлечение. Потому, по мнению лирического героя, лира не способна исправлять человеческие пороки.
9. Система образов
Образу поэта, чей жизненный идеал – служение прекрасному, противопоставлен собирательный образ «черни», людей, которых объединяет потребительский инстинкт.
10. Центральные персонажи
Главный герой – поэт, посвятивший свою жизнь служению красоте.
Вторым голосом, звучащим в произведении, является голос толпы, которая не восприимчива к прекрасному и не понимает значения искусства.
11. Лирический герой
Лирический герой – это сам автор, Пушкин в трудный период своей жизни.
12. Сюжет
Читатели становятся свидетелями разговора между двумя сторонами – поэтом и толпой.
Хотя разговор и похож в некоторой степени на спор древних философов, в процессе которого они пытались отыскать истину, в данном случае он не приводит ни к взаимопониманию, ни к разрешению конфликта.
13. Композиция
Композиция стихотворения – это диалог поэта и толпы. Композиционных точек нет.
Но произведение можно разделить на несколько последовательных частей.
- Часть первая: в ней представлен поэт, выступающий со своей «лирой» и толпа, которая слушает его, но не понимает, какую ценность несут его произведения.
- Часть вторая: поэт упрекает толпу за то, что она не понимает ценность искусства.
- Часть третья: толпа просит поэта объяснить, в чем ценность его трудов, и создать что-то более понятное простым людям.
- Часть четвертая: поэт отказывает толпе, он считает, что поэт не должен усмирять свой талант, наоборот, толпа должна «дорасти» до понимания высокого искусства.
14. Рифма, размер и строфика
Пятьдесят две строки делятся на пять строф.
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом.
Рифмы присутствуют – кольцевая, парная и перекрёстная. Они чередуются хаотично, что подчёркивает пафос, придаёт произведению дополнительную энергетику.
15. Средства художественной выразительности
Для усиления художественной выразительности в стихотворении используются:
- эпитеты: лира вдохновенная, рука рассеянная, непосвящённый, хладный, тупой, надменный народ, песнь свободна, ропот дерзкий, божественный (посланник) и др.;
- метафоры: червь земли, каменеть в разврате, рабы безумные, мрамор сей ведь бог! Гнездятся клубом в нас пороки и др.
- сравнения: как своенравный чародей; как ветер, песнь; как ветер и бесплодна; душе противны вы, как гробы!
16. Значение произведения
Стихотворение заставляет размышлять, воспитывает способность видеть и ценить прекрасное, чувствовать ценность поэтического слова.
17. Актуальность
Поэзия в значительной мере способствует развитию личности. Произведение «Поэт и толпа» показывает важность эстетического воспитания.
Оно также показывает, какими разными могут быть люди, помогает лучше понять человеческую природу, различия характеров и отношений к одному и тому же предмету.
18. Моё отношение
Стихотворение подчёркивает то, что все люди разные. Одни предпочитают материальные блага, другие больше ценят красоту.
19. Чему учит
Стихотворение заставляет задуматься о ценности любого человеческого труда, а также о литературе, искусстве и об отношении к ним.