Краткий анализ стихотворения «Поэт и толпа» по плану

 

1. История создания

На черновике стихотворения «Поэт и толпа», (которое первоначально имело название «Чернь»), стоит дата создания – 15 мая 1829 года.

Впервые оно увидело свет в альманахе «Северные Цветы» в 1830 году.

По мнению некоторых литературоведов, этим произведением Пушкин пытался переосмыслить и понять взаимоотношения поэта с недружественным окружением.

Хотя он и заимствует у Еврипида (древнегреческого драматурга) сцену разговора поэта с толпой, в диалоге отражены личные настроения поэта, вызванные событиями собственной жизни.

Это довольно сложный период в жизни Пушкина. Он много и плодотворно работает, но недоброжелатели утверждают, что поэт «исписался». Друзей всё меньше, личная жизнь не складывается.

Давит поэта и постоянный контроль со стороны царской охранки. Он жаждет свободы, движения, изъявляет желание отправиться то в действующую армию, то за границу, но на все свои просьбы получает от Бенкендорфа отказ. И живой, жизнелюбивый поэт всё чаще впадает в отчаяние.

 

2. Литературное направление

По построению стихотворение «Поэт и толпа» относится к классицизму. Упоминания о лире, алтаре, статуе Аполлона говорит о том, что автор переносит действие в античную эпоху.

Но по отражению жизненных реалий произведение относится к литературному направлению реализм. Реальны чувства лирического героя, реален конфликт между двумя сторонами, которые так и не приходят к согласию.

 

3. Род

Произведение «Поэт и толпа» лирико-драматического рода.

Выражая чувства и переживания героя (лирика), оно представляет собой, в то же время, драму, поскольку и построено в виде диалога, и в нём присутствует неразрешённый конфликт между лирическим героем (Поэтом) и толпой.

 

4. Жанр

Стихотворение «Поэт и толпа» можно отнести к жанру философской лирики.

Диалог словно копирует спор античных философов. Его эмоциональная напряжённость подчёркивается энергичным слогом и восклицательными знаками.

 

5. Проблематика

Проблематика произведения – творческое осмысление взаимоотношений между теми, кто потребительски относится к искусству, ищет в нём «реальную пользу» и теми, кто имеет эстетическое чувство для восприятия красоты как самоценного явления, улучшающего и украшающего мир.

 

6. Тематика

Через разговор поэта с далёкими от поэзии людьми, Пушкин пытается понять роль творца в обществе. Какова миссия поэта? Может ли он влиять на умы людей, на общественную жизнь? Может ли он своим творчеством сделать их лучше?

Его жизненный опыт даёт ответ: нет. Слишком велика пропасть между практичным умом торговца и умом творческим.

«Не оживит вас лиры глас!»

Тем, для кого искусная статуя лишь дорогой мрамор, который можно взвесить и продать, трудно понять, что существует ценность иной категории – ценность произведения искусства.

Потому он и отвечает толпе, которая призывает его посвятить свой дар исправлению пороков в обществе, что поэты рождаются…

Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.

 

7. Идея

Идея произведения – между обществом потребления и теми, кто творит настоящую культуру зачастую лежит пропасть; это два, диаметрально противоположных, взгляда на жизнь.

Непреодолимые разногласия не дают найти общий язык. Невозможно лирой исправить пороки.

«Народ непосвящённый», который стремится из всего извлечь пользу и выгоду, не всегда способен оценить высокое искусство; торговая «чернь» не понимает устремлений поэта.

Как ветер, песнь его свободна,
Зато как ветер и бесплодна:
Какая польза нам от ней?

 

8. Пафос

Речь лирического героя эмоциональна. Она полна горечи, сожаления и безысходности.

Искусство предназначено для того, чтобы делать мир лучше, ярче, пробуждать в душе способность видеть красоту мира. Но до этого ещё далеко.

Поэт в пушкинскую эпоху не имел социальной значимости, плоды его труда, «его песнь» не представляла особой ценности и рассматривались лишь как развлечение. Потому, по мнению лирического героя, лира не способна исправлять человеческие пороки.

 

9. Система образов

Образу поэта, чей жизненный идеал – служение прекрасному, противопоставлен собирательный образ «черни», людей, которых объединяет потребительский инстинкт.

 

10. Центральные персонажи

Главный герой – поэт, посвятивший свою жизнь служению красоте.

Вторым голосом, звучащим в произведении, является голос толпы, которая не восприимчива к прекрасному и не понимает значения искусства.

 

11. Лирический герой

Лирический герой – это сам автор, Пушкин в трудный период своей жизни.

 

12. Сюжет

Читатели становятся свидетелями разговора между двумя сторонами – поэтом и толпой.

Хотя разговор и похож в некоторой степени на спор древних философов, в процессе которого они пытались отыскать истину, в данном случае он не приводит ни к взаимопониманию, ни к разрешению конфликта.

 

13. Композиция

Композиция стихотворения – это диалог поэта и толпы. Композиционных точек нет.

Но произведение можно разделить на несколько последовательных частей.

  • Часть первая: в ней представлен поэт, выступающий со своей «лирой» и толпа, которая слушает его, но не понимает, какую ценность несут его произведения.
  • Часть вторая: поэт упрекает толпу за то, что она не понимает ценность искусства.
  • Часть третья: толпа просит поэта объяснить, в чем ценность его трудов, и создать что-то более понятное простым людям.
  • Часть четвертая: поэт отказывает толпе, он считает, что поэт не должен усмирять свой талант, наоборот, толпа должна «дорасти» до понимания высокого искусства.

 

14. Рифма, размер и строфика

Пятьдесят две строки делятся на пять строф.

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом.

Рифмы присутствуют – кольцевая, парная и перекрёстная. Они чередуются хаотично, что подчёркивает пафос, придаёт произведению дополнительную энергетику.

 

15. Средства художественной выразительности

Для усиления художественной выразительности в стихотворении используются:

  • эпитеты: лира вдохновенная, рука рассеянная, непосвящённый, хладный, тупой, надменный народ, песнь свободна, ропот дерзкий, божественный (посланник) и др.;
  • метафоры: червь земли, каменеть в разврате, рабы безумные, мрамор сей ведь бог! Гнездятся клубом в нас пороки и др.
  • сравнения: как своенравный чародей; как ветер, песнь; как ветер и бесплодна; душе противны вы, как гробы!

 

16. Значение произведения

Стихотворение заставляет размышлять, воспитывает способность видеть и ценить прекрасное, чувствовать ценность поэтического слова.

 

17. Актуальность

Поэзия в значительной мере способствует развитию личности. Произведение «Поэт и толпа» показывает важность эстетического воспитания.

Оно также показывает, какими разными могут быть люди, помогает лучше понять человеческую природу, различия характеров и отношений к одному и тому же предмету.

 

18. Моё отношение

Стихотворение подчёркивает то, что все люди разные. Одни предпочитают материальные блага, другие больше ценят красоту.

 

19. Чему учит

Стихотворение заставляет задуматься о ценности любого человеческого труда, а также о литературе, искусстве и об отношении к ним.

Текст стихотворения «Поэт и толпа»
Краткий анализ стихотворения «Поэт и толпа» по плану
Не нашел ответ на свой вопрос? Задай его в комментариях.
Нажимая на кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку персональных данных.