Краткий анализ стихотворения «Уж небо осенью дышало…» по плану

 

1. История создания

Фрагмент строфы из 4 главы романа Пушкина «Евгений Онегин», посвящённый наступлению осени, многими воспринимается как отдельное стихотворение.

Однако это часть большой панорамы образов русской природы, представленных в произведении.

Роман «Евгений Онегин» создавался на протяжении 7 лет: с 1823 по 1830 год. А над данным фрагментом поэт работал поздней осенью в 1824 года в Михайловском.

 

2. Литературное направление

Данный стихотворный фрагмент, как и весь роман, написан в реализме.

Образы привязаны к реалиям русской природы: туману, караванам улетающих гусей, скуке окружающего пейзажа. Они описывают не отвлечённый романтический мир, а вполне узнаваемый среднерусский пейзаж.

 

3. Род

Отрывок представляет собой небольшое, чисто лирическое произведение и может восприниматься как образец пейзажной лирики.

 

4. Жанр

Данный фрагмент является строфой романа за вычетом из неё первого четверостишия. Формально назвать его стихотворением нельзя.

Однако в том виде, в котором он попадает в учебники, текст воспринимается как законченное лирическое стихотворение из 10 строк.

 

5. Проблематика

Стихотворный отрывок не называет прямо, но косвенно затрагивает проблему отношения человека к смерти. Он посвящён постепенному приходу осени и чувствам, которые она вызывает.

 

6. Тематика

В стихотворении присутствует тема наступления осени. Постепенное угасание природы ассоциируется с умиранием. Время словно замедляет ход, природа готовится к зиме.

 

7. Идея

Идея стихотворения заключается в том, что осенью мир становится печальнее и тише. Гаснут краски неба и земли, люди и животные ищут тёплые укрытия.

Мир природы уже не кажется лучезарным, как весной и летом. Он таит в себе угасание, становится скучным и грустным.

 

8. Пафос

Пафос стихотворения заключается в том, что поэт способен любоваться даже печальной картиной осени. Пушкин с нежностью передаёт нам весть о том, как трогательно и величественно стареет тронутая ноябрём земля, любуется караванами гусей и желтеющими лесами.

 

9. Система образов

Фрагмент содержит пейзажные образы: «ложился на поля туман», «лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась», «гусей крикливых караван тянулся к югу». Все они складываются в единый образ осени.

Они помогают живо ощутить изменения, происходящие в природе осенью и сравнить их с собственными воспоминаниями об этом времени года.

 

10. Центральные персонажи

Явления природы опоэтизированы Пушкиным. Можно сказать, что главный персонаж фрагмента – сама осень.

Её образ складывается из других художественных образов. Величественный и тихий приход осени подчёркивается «печальным шумом» лесов, криками отлетающих птиц, постепенным угасанием солнца.

 

11. Лирический герой

Лирическим героем является сам автор.

Поэт называет это время года «довольно скучной порой», из чего можно понять, что ноябрь, в отличие от более ранней «золотой осени» не является любимым месяцем Пушкина.

 

12. Сюжет

Сюжет поэтического фрагмента складывается из описания нескольких явлений.

В первой строфе говорится об общих изменениях в мире: убыванию светового дня, ином качестве воздуха и света.

Вторая строфа описывает более конкретные детали пейзажа: листопад и отлёт птиц.

В двух итоговых строках заключён вывод о том, что приближается ноябрь.

 

13. Композиция

Композиция стихотворения – линейная.

  • Завязка присутствует в первой строфе,
  • развитие действия – во второй,
  • а вывод – в итоговом двустишии.

 

14. Размер, рифма и строфика

Стихотворение «Уж небо осенью дышало» написано четырёхстопным ямбом с чередованием мужских и женских рифм.

Так как оно представляет собой фрагмент одной строфы романа, сохраняется рифмовка, характерная для «онегинской строфы».

В первом четверостишии рифмовка параллельная, во втором – кольцевая. Итоговое двустишие имеет парную рифму.

Схема рифм выглядит так: ААББ ВГГВ ДД.

 

15. Художественное своеобразие произведения

Большую роль играет в данном фрагменте звукопись. Помимо прямой передачи звуков осени (крикливые караваны гусей, печальный шум леса), поэт использует:

  • ассонансы («у», «о», «ы», «и»)
  • и аллитерации («ж/ш», «з/с», «к», «л»).

Все это прорисовывает мрачный, угрюмый фон картины, замедляет поэтическую речь, делая её неторопливой и таинственной.

 

Лексика стихотворения понятна современному читателю. Вместе с общелитературными поэт использует книжные слова («сень», «обнажалась», «уж»). Так он слегка приподнимает предмет изображения над обыденностью, подчёркивает величие осени.

Пушкин выстраивает предложения с прямым порядком слов, но иногда прибегает к инверсии («лесов таинственная сень»). Такая перестановка слов подчёркивает прелесть и поэтичность этого образа, заставляет обратить на него особенное внимание.

 

16. Средства художественной выразительности

Пушкин широко использует средства художественной выразительности.

Текст украшают эпитеты: «лесов таинственная сень», «с печальным шумом» и ёмкие определения с прямым значением «гусей крикливых караван», «довольно скучная пора».

Встречаются в нём и метафоры: «сень лесов», «солнышко блистало».

Важное место отведено олицетворениям: «небо дышало», сень лесов «обнажалась», туман «ложился», пора «приближалась», ноябрь «стоял». Благодаря их использованию, картина угасания не выглядит статичной. Даже умирая, природа живёт, движется и дышит.

 

17. Значение произведения

Стихотворение достоверно и точно описывает очень специфическое и, на первый взгляд, далёкое от поэзии время поздней осени.

Даже пасмурный ноябрь у Пушкина прекрасен. В угасании тоже есть своя прелесть.

 

18. Актуальность

Вечный мир природы наполняет нас радостью и печалью каждый раз, когда наступает то или иное время года. Именно поэтому стихотворение Пушкина о ноябре всегда будет актуальным.

 

19. Моё отношение

Стихотворение «Уж небо осенью дышало…» кажется мне грустным и немного унылым, но, несмотря на это, в нём чувствуются любовь и внимание Пушкина к русской природе.

Оно западает глубоко в память и остаётся там навсегда. Пушкин очень тонко почувствовал и передал в своей поэзии переход от осени к зиме.

 

20. Чему учит

Данное произведение учит находить прекрасное во всём. Любуясь картинами осенней природы, Пушкин выбирает самые поэтичные стороны бытия и заражает читателя своим восторгом, жизнелюбием, наблюдательностью.

Так и хочется побродить вместе с поэтом по опушкам осеннего леса, полюбоваться паутинками на ветках и жёлтыми травами…

Пушкин учит нас любить жизнь во всех её проявлениях.

Текст отрывка «Уж небо осенью дышало…»
Краткий анализ стихотворения «Уж небо осенью дышало…» по плану
Не нашел ответ на свой вопрос? Задай его в комментариях.
Нажимая на кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку персональных данных.