Краткий анализ стихотворения «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…» по плану

 

1. История создания

Знаменитый фрагмент романа Пушкина «Евгений Онегин» о красоте русской зимы представляет собой отрывок из пятой главы произведения.

Поэт работал над романом с 1823 по 1830 год.

Работа над данным фрагментом велась в 1826 году, во время пребывания в ссылке в Михайловском.

 

2. Литературное направление

Время написания романа «Евгений Онегин» относится к реалистическому периоду пушкинского творчества. Данный фрагмент также написан в традициях реализма.

Радость и прелесть зимы показаны через простые, обыденные и вместе с тем наполненные глубоким смыслом действия русских крестьян.

Резвящийся дворовый мальчик, крестьянин, торжествующий от того, что наконец закончилась осенняя распутица, осторожно бегущая и чующая снег большими тёплыми ноздрями лошадка — все они изображены подробно и достоверно.

Такую картину вполне мог написать художник-реалист: Суриков, Саврасов или Нестеров.

 

3. Род

По объёму и заявленной теме отрывок тяготеет к пейзажной лирике и воспринимается как отдельное стихотворение.

Тем не менее, на нём лежит печать принадлежности ко всему роману, который является произведением лиро-эпическим. С эпосом отрывок сближает небольшая доля сюжетности, наличие рассказчика.

 

4. Жанр

Так как данный фрагмент представляет собой одну из строф романа, мы не имеем права формально назвать его стихотворением.

Однако в том виде, в котором он попадает в учебники литературы, текст представляет собой законченное лирическое стихотворение из 14 строк.

 

5. Проблематика

Говорить о проблеме произведения не совсем уместно, но в сцене описания зимних забав присутствует небольшой конфликт.

Мир природы по-разному воспринимается взрослыми и детьми: мальчик рад возможности побегать по первому снегу, покататься на санках, поскользить по льду, а вот мать «грозит ему в окно» (она знает, что зимний холод очень опасен).

Зима – это не только время беспечной радости, но и та пора, которую нужно пережить с помощью домашнего тепла и приготовленных за год запасов.

Крестьяне всегда помнили об этом и готовились к зиме заранее.

 

6. Тематика

В стихотворном отрывке звучит тема зимы и её влияния на русскую жизнь, настроение и поступки людей.

Лёгкое, игривое и лучезарное счастье прихода зимы сочетается с намёками на то, что деревенская жизнь непроста и хлопотлива.

 

7. Идея

Идея стихотворения состоит в том, что красота зимней природы преображает землю. Зимой всё меняется: становится новым, чистым, волшебным.

Люди чувствуют в это время душевный подъём. Зима бодрит тело и дух, даёт взрослым отдохнуть от весенне-летних трудов и осеннего бездорожья, а детям дарит радость катания на санках и игры в снежки.

 

8. Пафос

Жизнеутверждающее, точное в каждой детали стихотворение выдаёт в Пушкине тонкого знатока народной жизни, внимательного бытописателя и вдохновенного ценителя природы.

Поэт с любовью и радостью создаёт словесный пейзаж, каждый из героев которого на свой лад выражает восторг перед наступлением нового времени года.

 

9. Система образов

Пушкинская картина мира антропоцентрична. Это означает, что главное в ней – человек. Описывая русскую зиму, поэт, помимо традиционных пейзажных образов (снег, дровни, зимний путь), использует образы людей и животных.

Крестьянин, дворовый мальчик, его мама, лошадка и собачка по-разному относятся к зиме. Описывая их чувства и действия, Пушкин делает картину динамичной.

Становится ясно, что долгое время томительного ожидания прошло, выпал снег – и началась новая жизнь, не похожая на всё прежнее.

 

10. Центральные персонажи

В отрывке речь идёт о крестьянине, который в первый раз прокладывает санный путь по снегу.

Обычно это происходило на Руси 7 декабря, в празднование памяти великомученицы Екатерины. Это событие считалось у крестьян радостным. Передвигаться по снегу было куда легче, чем по грязи.

Можно было заниматься домашними зимними работами, выбираться за дровами в лес, отправляться в дорогу на ярмарки или по другим делам.

Деепричастие «торжествуя», которым характеризуется настроение крестьянина, подтверждает эту мысль.

 

Ещё одним персонажем, который рад приходу зимы, является дворовый мальчик.

Прилагательное «дворовый» означает, что родители ребёнка служат при господском дворе: в доме, на кухне, на конюшне, псарне или по другой части. Например, мальчик может быть сыном кухарки. Она-то и грозит ему в окно, замечая, что «шалун уж отморозил пальчик».

 

Рады переменам в природе и животные. Осторожная лошадка нащупывает обновлённый путь и поэтому «плетётся рысью». Дворовая собачка (жучка в данном случае – имя нарицательное, так называли безродных деревенских псов) радостно скачет по сугробам и веселится вместе с мальчиком. Всё живое приветствует приход зимы.

 

11. Лирический герой

В данном стихотворении лирический герой отступает в тень и становится сторонним наблюдателем.

Он ничего не сообщает нам о личном отношении к зиме, но всеми средствами показывает своё, как прекрасно торжественное преображение природы. Видно, что автор любуется персонажами, а их радость передаётся ему.

 

12. Сюжет

В первом четверостишии сообщается о том, что крестьянин обновляет санный путь.

Во втором – возникает образ ямщика в кибитке (дорожной повозке). На ямщике тулуп (тёплая зимняя крестьянская одежда, подбитая мехом) и красный кушак (широкий пояс). Это значит, что путешествия на дальние расстояния снова стали возможны. Дороги стали проезжими.

В третьем четверостишии упоминается мальчик, впрягающий собаку в салазки (маленькие санки). Эта невинная забава веселит его, но мороз не шутит, кусая его за пальцы – пора одеваться теплей.

В завершающем двустишии говорится о матери мальчика, которая грозит ему в окно. Этот образ слегка оттеняет беззаветную детскую радость, напоминая о том, что зима – это ещё и время суровых холодов, когда нужно быть осторожней.

 

13. Композиция

Стихотворному отрывку присуща линейная композиция.

  • Зачин заключён в первом четверостишии,
  • развитие действия – во втором,
  • кульминация – в третьем.
  • Последнее двустишие завершает произведение спадом лирического напряжения.

 

14. Размер, рифма и строфика

Стихотворный отрывок «Зима…» написан четырёхстопным ямбом с чередованием женских и мужских рифм.

Так как фрагмент представляет собой «онегинскую строфу», в нём сочетаются все три способа рифмовки:

  • 1 четверостишие – перекрёстная;
  • 2 четверостишие – параллельная;
  • 3 четверостишие – кольцевая.
  • Двустишие замыкает отрывок парной рифмой.

Схема рифм такова: АБАБ ВВГГ ДЕЕД ЖЖ.

 

15. Художественное своеобразие произведения

Звукопись поэтического текста настраивает на восприятия широты, простора.

Используются ассонансы «а», «о», которые расширяют пространство, напоминают о свежем морозном воздухе, ярком свете и блеске.

Аллитерации с сонорами «л», «н», «р», свистящими и шипящими «с», «з» передаёт лёгкость скольжения. Кажется, будто слегка скрипят полозья, хрустит снежок под копытами лошади.

В стихотворении встречается

(тулуп, кушак, дровни, кибитка, облучок, салазки). Эти слова сегодня считаются устаревшими, но без них не понять, как жили наши предки, какой предметный мир их окружал.

Синтаксис достаточно прост. Предложения простые, иногда осложнённые придаточными обстоятельствами.

Используется как прямой, так и обратный порядок слов (инверсия). В тексте много глагольных конструкций, помогающих почувствовать движение образов, восторг от прихода зимы.

 

16. Средства художественной выразительности

Пушкин умеренно пользуется средствами художественной выразительности, но его лаконичность заставляет пристально рассматривать каждую изображаемую деталь.

Основными «помощниками» поэта становятся глаголы и деепричастия, которые делают текст быстрым, лёгким, живым («крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь»; «лошадка, снег почуя, плетётся рысью»; мальчик бегает «в салазки жучку посадив», «себя в коня преобразив»).

Встречаются в произведении и эпитеты: «бразды пушистые», «кибитка удалая».

Особую прелесть придают стихотворному отрывку авторские определения: «шалун» (о мальчике), «лошадка» (о крестьянской лошади). В каждом слове чувствуются любовь и нежность к людям, зверям, природе.

 

17. Значение произведения

Знаменитый фрагмент из романа «Евгений Онегин» стал одним из любимых детских стихотворений о зиме.

Новаторство Пушкина в том, что зима предстаёт у него не чопорной, прекрасной и неподвижной, а живой, искристой, радостной и весёлой.

Такое восприятие этого сезона года близко каждому.

 

18. Актуальность

Несмотря на то, что сегодня мы перестали ездить на санях и запрягаем лошадей только для забавы, зима по-прежнему остаётся для многих долгожданным временем радости и покоя.

Российские дороги, как и в старину, выглядят осенью непроезжими, и люди ждут зимы, чтобы порадоваться преображению природы, чистоте, красоте и опрятности нового, укрытого ослепительно чистым снегом мира.

 

19. Моё отношение

Я очень люблю строки Пушкина о зиме. Так же, как дворовый мальчик из этого стихотворения, я всегда радуюсь первому снегу, катаюсь на санках, леплю зимой снеговиков.

У меня много любимых занятий и увлечений, но наслаждение, которое получаешь от общения с природой, не заменить ничем.

 

20. Чему учит

Данный поэтический фрагмент учит нас радоваться простым вещам: первому снегу, лёгкому морозцу, зимнему солнышку.

Поэт напоминает, что мир, который нас окружает, прекрасен, а мы созданы для того, чтобы беречь его и любоваться каждым мгновеньем.

Текст стихотворения «Зима! Крестьянин торжествуя…» (отрывок из «Евгений Онегин»)
Краткий анализ стихотворения «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…» по плану
Не нашел ответ на свой вопрос? Задай его в комментариях.
Нажимая на кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку персональных данных.