Краткий анализ стихотворения «Сожженное письмо» по плану

 

1. История создания

Стихотворение «Сожжённое письмо» было написано в 1825 году в Михайловском по впечатлениям недавно разыгравшейся в жизни Пушкина личной драмы.

В 1823 году, находясь в южной ссылке, поэт познакомился с одной из самых обаятельных и умных женщин своей эпохи – графиней Елизаветой Ксаверьевной Воронцовой, супругой одесского генерал-губернатора, под наблюдением которого находился опальный поэт.

Последовавший за этим роман Пушкина и Воронцовой вскоре перестал быть тайной для окружающих, и по ходатайству Воронцова Пушкин был выслан в Михайловское.

По просьбе графини поэт сжигал редкие, полученные от неё письма. Свои послания к возлюбленной он запечатывал перстнем, копия которого хранилась у Воронцовой. Этот перстень Пушкин называл своим талисманом.

 

2. Литературное направление

Стихотворение написано в период перехода Пушкина от романтизма к реализму.

Образы письма, пламени, возлюбленной максимально приближены к реальности. При этом их можно воспринимать как обобщённые философские символы.

 

3. Род

Стихотворение «Сожжённое письмо» является лирическим произведением.

 

4. Жанр

По жанру оно представляет собой элегию.

 

5. Проблематика

В стихотворении затронута проблема несчастной любви и трагической невозможности личного счастья.

 

6. Тематика

В «Сожжённом письме» звучат мотивы одиночества, разлуки, душевного страдания, выливающиеся в тему верности избранному идеалу.

 

7. Идея

Получая драгоценное письмо от любимой женщины, лирический герой вынужден расстаться с ним, так как его чувство к ней является запретным.

Сжигая дорогие листы, он предаёт огню саму любовь, понимая, что должен избавиться от своей страсти.

Отказ от всего, что дорого сердцу, во имя доводов рассудка и морали, мучителен, но необходим.

 

8. Пафос

Стихотворение написано на грани душевного отчаяния. В каждом слове отзывается боль разлуки, тяжесть задачи, которая стоит перед поэтом.

Ему невыносимо сложно изжить воспоминание о счастье, но так велела любимая, а её желание свято.

 

9. Система образов

Символический образ письма является в стихотворении центральным. В нём сосредоточена мысль о последней ниточке дружбы, соединяющей поэта и его любимую женщину. Каждая строка этого письма – долгожданное сокровище.

Образ огня как очистительной и вместе с тем безжалостной стихии противопоставлен тонкости и беззащитности письма.

Сгорающие листы воспринимаются как живые существа, корчащиеся от боли и безысходности. По их движенью можно догадаться о том, что происходит с душой героя, его мыслями и чувствами.

Письмо превращается в пепел, но и его герой называет «милым». Этот ничего не значащий для посторонних прах он готов хранить на своей груди.

 

10. Центральные персонажи

Центральные персонажи произведения: он и она.

Героини не увидеть, но свидетельством её присутствия является письмо, которое хранит часть её души. Возлюбленная названа лишь в первой строке («Она велела»), но её тень печально и нежно ложится на всё происходящее.

Главный герой стихотворения – получатель письма, которому предстоит сжечь его сразу же по прочтении. Ему велено поступить так, чтобы не скомпрометировать отправительницу и самого себя, но за этим приказом чувствуется другое повеление: забыть и больше не писать.

Любовь более невозможна. Это и угнетает лирического героя.

 

11. Лирический герой

Лирический герой «Сожжённого письма» идентичен образу автора.

Сестра поэта Ольга поведала биографам об особом отношении Пушкина к письмам Воронцовой. Когда он получал конверты, запечатанные сургучной печатью, лицо его менялось, он уходил к себе и потом целые дни проводил в задумчивости.

Эта сильная страсть глубоко отпечаталась в душе поэта и породила множество шедевров любовной лирики.

 

12. Сюжет

Сюжет стихотворения описывает процесс сожжения письма.

Сначала герой медлит, не решаясь предать его огню, затем исполняет задуманное. Пламя с жадностью поглощает «все радости» его души.

Тёмные листы вспыхивают и сворачиваются, плавится сургуч, лёгкий профиль возлюбленной, запечатлённый на полях послания, теряет очертания. От письма остаётся лишь пепел.

Душа поэта сжимается от горя и одиночества. Он остаётся один со своим воспоминанием.

 

13. Композиция

Композиция произведения линейная.

Очерёдность событий кратко и стремительно передана в 15-ти строках стихотворения (3 четверостишиях и 1 трёхстишии).

В начале стихотворения поэт обращается к письму, прощаясь с ним.

Затем предаёт его огню и наблюдает за тем, как гибнут его мечты о счастье.

Текст завершается новым обращением, но уже не к письму, а к пеплу: живой любви больше нет, осталось лишь её воспоминание.

 

14. Размер и рифма

Стихотворение написано одиннадцатистопным ямбом.

Мужские и женские рифмы чередуются.

Строфа состоит из 15 строк и представляет собой рондо, схема рифм в котором выглядит так: ААББ ВВГГ ДДЕЕ ЖЖЗ.

 

15. Художественное своеобразие произведения

Звукопись стихотворения напоминает потрескивание огня.

Аллитерации с шипящими и свистящими звуками «ш», «щ», «с», в сочетании с повторяющимися твёрдыми и звонкими согласными «р», «д», «г» передают настроение неотвратимости приговора.

Ассонансы с «и», «у», «о» рождают ассоциацию с мучительной тоской, болью, тяжестью, которыми сопровождаются действия героя.

 

В тексте стихотворения преобладают глаголы и существительные.

Существительные описывают ряд эфемерных предметов, которые соединяют поэта с возлюбленной (письмо, сургуч, перстень, заветные черты, пепел).

Глаголы описывают этапы сожжения и разные стадии внутренней боли, которой отзывается на всё происходящее душа героя.

 

16. Средства художественной выразительности

Стихотворение изобилует эпитетами, с помощью которых мы узнаём о чувствах поэта к возлюбленной: «заветные черты», «пепел мил», «на горестной груди», «пламя жадное», «отрада бедная».

Особый драматизм придают произведению олицетворения: «пламя приемлет», «прощай, письмо любви». Обращаясь к письму, а после к пеплу, поэт очеловечивает их. Они хранят память о написавшей их душе и о руке, запечатавшей конверт.

Метонимия «все радости мои» и гипербола «ничему душа моя не внемлет» усиливают мотив внутреннего страдания.

 

17. Значение произведения

В стихотворении «Сожжённое письмо» Пушкин создал ёмкий и целостный образ, раскрывающий тему любовной разлуки.

Неотвратимость рока и невозможность личного счастья осмысливались поэтом во многих произведениях, но в «Сожжённом письме» эти мотивы доведены до своего предела и явлены с небывалой лирической силой.

 

18. Актуальность

Актуальность стихотворения велика, ведь и в наши дни любовь не перестаёт волновать человеческие души.

Обстоятельства жизни не всегда позволяют любящим быть вместе. Во время разлуки приходится идти на жертвы, чтобы сохранить силы жить дальше.

Каким бы тяжёлым ни было прощание с прошлым, оно необходимо, если у любви нет будущего.

 

19. Моё отношение

Меня глубоко потрясло стихотворение Пушкина «Сожжённое письмо». Его трогательный сюжет описал всю глубину душевной боли лирического героя. Мне удалось почти физически ощутить страдания поэта.

Я восхищаюсь мастерством психологической детали, которое продемонстрировал в этом произведении Пушкин.

Несмотря на то, что поэт делится глубоко личным опытом, его сокровенные переживания близки каждому, кто когда-либо был влюблён.

 

20. Чему учит

Стихотворение «Сожжённое письмо» учит нас стойко переносить испытания, посланные судьбой. Даже в минуты разлуки нельзя терять самообладание.

Герой сжигает письмо, хотя в нём заключены все его радости. Он забывает о себе, исполняя волю возлюбленной. Любовь – это не эгоизм, а подвиг во имя счастья и спокойствия другого человека.

Текст стихотворения «Сожженное письмо» Все эпитеты стихотворения Пушкина «Сожженное письмо» В каком году написано стихотворение Пушкина «Сожженное письмо»
Краткий анализ стихотворения «Сожженное письмо» по плану
Текст стихотворения «Сожженное письмо»
Все эпитеты стихотворения Пушкина «Сожженное письмо»
Не нашел ответ на свой вопрос? Задай его в комментариях.
Нажимая на кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку персональных данных.