Краткий анализ стихотворения «Унылая пора!..» по плану

 

1. История создания

Больше всех времен года Пушкин любил осень. Эта пора очаровывала его, завораживала своей разноцветной красотой.

В 1833 году поэт снова провел это время года в Болдино. Он жил в уединении, много гулял, размышлял и работал. Этот период оказался невероятно плодовитым.

Из-под пера величайшего русского писателя вышло множество гениальных произведений, в том числе и знаменитая ода осени. Анализируемое стихотворение – отрывок из нее.

 

2. Литературное направление

Произведение относится к реализму с яркими чертами романтизма.

 

3. Род

По роду это лирика.

 

4. Жанр

Жанр можно определить как лирическое стихотворение о природе.

 

5. Проблематика

Автор не затрагивает никаких серьезных проблем. Он просто рассказывает о прекрасной поре года – осени, искренне восхищаясь ею.

 

6. Тематика

Тематика отрывка – описание природы. Пушкин восхищается осенью и передает свои чувства читателю.

 

7. Идея

Автор написал это произведение, находясь под впечатлением от наблюдаемых картин.

Во время создания «Осени» он жил в Болдино, и его состояние было спокойным. Поэт наконец-то получил возможность просто созерцать и любоваться, что очень благотворно отразилось на его творчестве.

Конечно, он не мог не посвятить стихи самой прекрасной поре года, которой наконец-то любовался, находясь далеко от города.

 

8. Пафос

Читая приведенный отрывок, каждый человек невольно испытывает такое же восхищение, как и Пушкин, радуется разворачивающейся перед его мысленным взором картине.

Красочное описание осени захватывает воображение, впечатляет и наполняет душу светлыми, позитивными эмоциями.

 

9. Система образов

Весь отрывок посвящен созданию прекраснейшего художественного образа осенней природы. Автор описывает картину, которую он наблюдает в эту пору года.

Поэт подчеркивает яркие детали, помогающие представить целостный пейзаж:

  • багрец и золото лесов,
  • волнистая мгла неба,
  • свежее дыхание ветра, уже не сулящее летнюю жару,
  • и редкие солнечные лучи.

Во всем чувствуется особенное отношение автора, внимательность истинного созерцателя, сердцу которого дорога родная природа.

 

10. Центральные персонажи

Перед нами ярчайший образец лирики, описывающей природный пейзаж. Персонажей тут нет.

 

11. Лирический герой

Пушкин писал это стихотворение, непосредственно наблюдая прекрасные картины. Читатель получает именно его эмоции, наполняется его восхищением.

Вот почему можно говорить, что лирическим героем здесь является сам поэт, а точнее, его художественная проекция.

 

12. Сюжет

Читая это произведение, мы представляем картину осенней природы. Деревья поражают разноцветными нарядами, дует легкая утренняя прохлада, в воздухе уже пахнет приближающейся зимой.

Как такового, сюжета тут нет, потому что рассматриваемый текст является красочным примером художественного описания.

 

13. Композиция

Композиция построена интересным образом. Показывая читателю детали, автор постепенно создает целостную, очень живую и красивую картину.

Сначала он напрямую обращается к осени, тем самым олицетворяя время года. Затем говорит, что ему нравится этот период, и уже потом поясняет, почему именно.

 

14. Художественные особенности произведения

Язык отрывка прост, емок и понятен. Используется обычная лексика, фразы построены четко и коротко.

Интересно, что все признаки осени автор заключает в одно предложение, перечисляя их через запятую. Такое решение позволяет мысленно разглядывать постепенно открывающийся пейзаж, следить за ходом наблюдений автора, ни на что не отвлекаясь и не прерываясь.

Обращения к осени автор оформил восклицательными знаками. Этим он как бы привлекает и концентрирует внимание читателя, явно обозначая тему рассматриваемой октавы.

 

15. Строфика, размер, рифма

Мы рассматриваем отрывок, который сам по себе представляет октаву, или восьмистишие. Вообще, вся своеобразная ода «Осень» написана Пушкиным именно такими строфами.

Размер – шестистопный ямб, встречаются пиррихии.

Первые шесть строчек зарифмованы между собой при помощи перекрестной рифмы (АБАБАБ), последние две – смежной (ВВ).

 

16. Средства художественной выразительности

В стихотворении автор использовал много эпитетов, создав очень красочный, насыщенный тест: «унылая пора», «прощальная краса», «свежее дыханье», «волнистая мгла» и т.д.

Для достижения необходимого художественного эффекта, поэт включил инверсии: «приятна мне твоя прощальная краса», «люблю я пышное природы увяданье» и т.д.

Есть и метафоры: «очей очарованье», «пышное природы увяданье».

 

Кроме того, стихотворение построено на олицетворении времен года.

Во-первых, автор оживляет осень, обращаясь непосредственно к ней в первом же стихе. Во-вторых, он так же олицетворяет и зиму строчкой «и отдаленные седой зимы угрозы».

Времена года воспринимаются Пушкиным как живые, что только добавляет тексту поэтичности, сказочности, отсылает его к русскому фольклору.

 

17. Значение

Пушкин всегда говорил, что больше всех времен года он любит осень. Это стихотворение помогает понять, насколько сильно автор восхищался прекрасным периодом, как его очаровывал такой пейзаж и состояние природы.

 

18. Актуальность

Произведение актуально до сих пор, потому что очень ярко и красочно описывает осенний пейзаж, который и сегодня остается таким же волшебным.

 

19. Мое отношение

Меня очаровывают эти строчки. В них передано восхищение, любовь к родной природе, точно подмечены детали. Когда я читаю отрывок, я живо представляю описываемую картину.

 

20. Чему учит

Оно учит любить свою родину, уметь видеть прекрасное в привычном и восхищаться красотами природы.

Текст стихотворения Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье…»
Краткий анализ стихотворения «Унылая пора!..» по плану
Не нашел ответ на свой вопрос? Задай его в комментариях.
Нажимая на кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку персональных данных.