Мнение о «Сказке о золотом петушке»
«Сказка о золотом петушке» — последнее произведение Пушкина, в котором он обращается фольклорному жанру, ориентированному на воспитание подрастающего поколения.
Практически во всех сказках автор, так или иначе, поднимает тему власти, ее справедливости и ответственности за совершенные деяния.
В основе сюжета лежит нарушение царского слова, которое привело к трагической развязке.
Уставший от постоянных набегов соседей престарелый Дадон отправляет гонцов за советом «к мудрецу, звездочету и скопцу» и получает от него петушка, который предупредит о нападении на страну.
Пребывая в радости, царь обещает исполнить любую просьбу старца, не подозревая, чем может это обернуться.
Петушок своевременно оповещает об опасности, и правитель последовательно отправляет своих сыновей с войсками сразиться с врагом, но, не получая от них вестей, выезжает сам.
Загадочным образом оба войска пропадают, и царь видит только шатер, перед которым лежат его убитые сыновья, «меч вонзивши друг во друга».
Скорбь в одно мгновение развеяло появление шамаханской царицы, заставившей своими чарами забыть и об отцовском долге, и о стране, и о войске.
Что заставило братьев убить друг друга, а отца — забыть о смерти сыновей? Куда пропали первые две дружины? Об этом автор дает возможность читателю и догадаться самому, и дать оценку таким действиям.
Только через неделю Дадон везет шамаханскую девицу в столицу, где их восторженно встречает народ, очевидно, также позабывший о смерти царевичей.
Кульминацией сказки становится встреча царя и мудреца, при которой последний требует у правителя исполнить его просьбу — он желает получить девицу.
Если внимательно прочитать авторское описание старца, то можно увидеть отсылку к тайным обществам — он «звездочет», «в сарачинской шапке белой», «скопец». Причем последнее — это еще и нарочитое указание на то, что мудрецу девица не нужна, ему важнее заставить царя нарушить слово.
Финал сказки показателен: спорить с царем не дозволено — звездочет убит, нарушение обещания приводит к смерти правителя, петушок и девица исчезают, как будто их никогда и не было.
Несмотря на то, что сам автор не выводит четкой морали произведения, урок сказки обозначается сам собой: слово правителя нерушимо и никакие соблазны (а в случае с Дадоном это еще и девица) не должны позволить забыть о долге перед государством.
Пушкин не говорит о печальных последствиях царской слабости, но ведь смерть правителя и его наследников приводят страну к смуте, к борьбе за власть.
Не было ли такое завершение сговором таинственного старца, золотого петушка и непонятно куда исчезнувшей шамаханской царицы? Возможно. Таков печальный конец сказки.
И это не только «добрым молодцам урок», а представленное в сказочной форме обращение к правящей династии страны.