Петербург в произведениях Пушкина, Достоевского и Гоголя
Петербург – город противоречий и контрастов.
Кто-то сходит в нем с ума от тоски и вечной серости, кого-то завораживает грандиозная архитектура, белые ночи, нескончаемые ветра.
Этот город никого не оставляет равнодушным сейчас, не оставил он равнодушными и трех великих русских писателей, живших здесь в XIX веке.
Три разных гения, три разных судьбы, три разных Петербурга.
Пушкинский Санкт-Петербург – город Петра, грандиозный, торжественный и светлый. Поэт искренне восхищается им, бесконечно повторяя «люблю тебя…»
Вступление к «Медному всаднику», довольно мрачной своей поэме, Пушкин пишет в виде оды любимому городу. Он описывает парадный Петербург, от которого захватывает дух.
Величие города становится очевидным на контрасте: «Из тьмы лесов, из топи блат Вознесся пышно, горделиво».
Убожество чухонской деревни, которую увидел Петр, когда задумал выстроить новую столицу, и «стройные громады дворцов и башень», обозреваемые Пушкиным через сто лет, внушают уверенность в прекрасном будущем Петербурга:
«Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия!
Да умирится же с тобой
И побежденная стихия».
Но в городе великого Петра живут простые маленькие люди, которых сносит потоком стихия грандиозной столицы, ломая судьбы, уничтожая все на своем пути.
Начинает звучать тема, близкая всей последующей русской литературе – ничтожность и слабость маленького человека перед лицом великих мира сего.
Гоголевский Петербург – это мистификация. Здесь исчезают люди. Вот был человек, а вот от него остался один нос.
У Гоголя это скорее страшный город призраков – здесь по Невскому проспекту, озаренному яркими огнями, гуляют не люди – бакенбарды и усы, дамские талии и рукава.
Даже первые слова автора: «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Петербурге», – оказываются каким-то вывертом, сарказмом.
Петербург – город лжи, за внешним великолепием здесь скрывается нищета и разврат.
Гоголь описывает Петербург, как город безжалостных и равнодушных чиновников и бюрократов, которым и дела нет до простого человека. Ценность каждого здесь определяется ценой вещей.
Маленький человек Акакий Акакиевич мечтает перестать быть призраком, а для этого ему необходима хорошая шинель – только так его заметят.
После жестокого ограбления Башмачкин снова становится призраком, только уже мертвым. Его нет без шинели, как и всех остальных в этом страшном холодном городе.
Петербург Достоевского – больной город, душный, мрачный.
В «Преступлении и наказании» писатель настолько точно описал маршруты Раскольникова, что теперь там водят экскурсии. Узкие грязные улочки недалеко от Сенной площади, распивочные, смердящие канавы, нищета – все это атрибуты нравственного разложения героев.
Парадный величественный город не для них, эти униженные и оскорбленные варятся в своем адском котле, никак не пересекаясь с теми, другими, живущими в прекрасных дворцах и гуляющими по живописным паркам.
Интересна и цветовая палитра, взятая Достоевским для описания города. В ней преобладают серые и желтые цвета. И желтый здесь вовсе не веселый оттенок, а цвет сумасшествия, душевной болезни – в те времена психиатрические лечебницы называли «желтыми домами».
Удивительно, но такой разный Петербург у трех величайших писателей все же имеет одну общую черту – он равнодушен к бедам и несчастьям маленького человека.
При этом Пушкин восхищается мощью Петрова града, Гоголь рисует лживость яркой столицы, а Достоевский окунает нас вместе со своими героями в полную безысходность, показывая только страшную изнанку города, без намека на парадность и грандиозность.