Почему поэма «Медный всадник» это самая петербургская поэма Пушкина
Поэму А.С. Пушкина называют «самой петербургской», и сам автор так же говорил о своем произведении.
Она стала символом Петербурга, воспевая не только сам город, но и его создателя – императора Петра Первого.
Почему же эту поэму так называют? Причин много, и первая, лежащая сразу на поверхности, – место, где происходит действие.
Город Петра, заливаемый дождями, терпящий настоящее стихийное бедствие, меняющийся буквально на глазах. Во вступлении он предстает красивым, пышным и горделивым, и автор так описывает Северную Пальмиру:
И перед младшею столицей
Померкла старая Москва,
Как перед новою царицей
Порфироносная вдова.
Город-сказка, вознесшийся на месте бывших топей и болот, в этом произведении становится одним из главных героев. Великий русский поэт с любовью пишет о «Петра творенье», и читатели невольно проникаются такими же чувствами.
Но не только поэтому поэму «Медный всадник» называют самой петербургской. В ней повествуется об одном из мощнейших и ужасающих своими масштабами разливов Невы – наводнении, произошедшем в ноябре 1824 года.
Это событие стало символичным и прочно спелось с самим городом, навсегда войдя в его историю. Автор хорошо передает состояние погоды, точно описывает дожди, послужившие причиной трагедии:
Плеская шумною волной
В края своей ограды стройной,
Нева металась, как больной
В своей постели беспокойной.
Уж было поздно и темно;
Сердито бился дождь в окно,
И ветер дул, печально воя.
Мрачно, страшно, тоскливо.
Переполненная водой, льющейся с небес, петербургская река вышла из берегов и затопила город. Погода, словно свирепый зверь, кинулась на молодую столицу, обрушив всю мощь своего гнева. И вот тут случилось что-то мистическое, необычное.
Почему же еще эту поэму называют самой петербургской? За точно прорисованный, такой живой и оттого еще более пугающий образ Медного всадника.
В XIX столетии именно этот памятник, посвященный основателю города Петру Первому, был первой и на тот момент единственной из российских монументальных скульптур.
Высокий, воплощающий мощь и силу духа Императора, он вызывал у людей восхищение. И, конечно, был одним из главных символов города.
В поэме этот всадник оживает, становясь настоящим героем произведения, совершая активные действия.
Петербург терпит бедствие, и масштабы трагедии поистине ужасают:
Осада! приступ! злые волны,
Как воры, лезут в окна. Челны
С разбега стекла бьют кормой.
Лотки под мокрой пеленой,
Обломки хижин, бревны, кровли,
Товар запасливой торговли,
Пожитки бледной нищеты,
Грозой снесенные мосты,
Гроба с размытого кладбища
Плывут по улицам!
Среди этой суматохи остается еще один герой поэмы – растерянный, испуганный мелкий чиновник Евгений.
Взбесившаяся река, разливаясь бурящими потоками, сносит прибрежный дом Параши – его возлюбленной. Девушка вместе с матерью погибает в холодных, мутных потоках.
Не в силах пережить смерть любимой, Евгений сходит с ума.
Целый год он мучается от беспокойства, живет в волнении и непонятном ему самому страхе. А по прошествии времени, оказавшись рядом с Медным всадником, в сердцах грозит памятнику кулаком, ругая его за пережитый ужас.
Несчастному сумасшедшему кажется, будто государь повернул к нему лицо и нахмурился. Следующая ночь оборачивается для Евгения кошмаром: за ним на коне носится оживший Медный всадник, грозя растоптать.
Петербург – город мистический, мрачный, дождливый. Такой образ еще не раз будет встречаться в произведениях великих русских классиков: Гоголя, Достоевского.
Александр Сергеевич Пушкин первым сумел передать эту атмосферу, рассказать новую легенду о северной Пальмире, тесно и органично переплести реальные события с выдумкой. В его произведении оживает все: город, Нева, Медный всадник, Петр Первый. Именно поэтому поэму называют самой петербургской у великого русского поэта.