Поэтичность в сказке Пушкина о мёртвой царевне

Сказки Пушкина отличаются не только яркой образностью и уникальной авторской стилистикой, но и волшебной поэтичностью, музыкальностью.

Их можно читать нараспев, завораживая слушателя, увлекая в придуманный создателем чудесный мир.

Особенно это проявляется в «Сказке о мертвой царевне», которая заставляет даже самых маленьких детей замирать, внимая удивительному повествованию.

Произведение начинается с расставания царя со своей молодой царицей. И вот она, оставшись одна-одинешенька, без возлюбленного друга, ждет и тоскует:

Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
Ждет-пождет с утра до ночи,
Смотрит в поле, инда очи
Разболелись глядючи
С белой зори до ночи;
Не видать милого друга!
Только видит: вьется вьюга,
Снег валится на поля,
Вся белешенька земля.

Текст написан ритмично, плавно. Картина зимнего поля нарисована четко, и она, как в любом лирическом произведении, отлично передает внутреннее состояние тоскующей царицы.

Героиня так же опустошена и холодна, погружена в печаль и как будто уснула, ожидая возвращения любимого.

 

Язык сказки очень точный, образный и живой. В ней встречаются знакомые фольклорные элементы, в том числе и лексические («путь-дорога», «спрос – не грех»), и сюжетные: злая мачеха, желающая убить более красивую падчерицу, обращение к неодушевленным помощникам и т.д.

Все это преподносится читателю в мелодичной, мягкой интонации, свойственной былинным текстам.

Кажется, сказку о мертвой царевне мог бы сыграть старинный гусляр, легко водя пальцами по струнам и собирая вокруг себя большое количество восхищенных слушателей.

 

Особенная поэтичность достигается, во-первых, ритмичностью произведения.

Проявляется она не только в гармоничном чередовании ударных и безударных слогов, но и в сюжетных элементах.

Читатель замечает: история не просто развивается, а повторяется, тем самым позволяя нам предполагать, что произойдет дальше. Это особый сказочный ритм, свойственный фольклорным жанрам.

 

Кроме того, текст написан парной рифмой. Она создает всю ткань произведения:

И молва трезвонить стала:
Дочка царская пропала!
Тужит бедный царь по ней.
Королевич Елисей,
Помолясь усердно богу,
Отправляется в дорогу
За красавицей душой,
За невестой молодой.

Почему именно парная рифмовка, ведь Пушкин, как величайший поэт, мог выбрать более сложную?

На самом деле, в этой простоте и кроется суть той особой поэтичности, напевности сказки. Одна строчка сразу же влечет за собой другую, и легко запоминается не только сюжет, но и сам текст – буквально дословно.

Рифма нигде не прерывается, стихи плавно льются друг за другом, словно бусины, нанизываемые на одну нитку, и это завораживает не только читателя, но и слушателя.

Кроме того, не следует забывать, что произведение написано для детей, а им гораздо более понятна и доступна для восприятия именно парная рифма.

 

Пушкин использует красивые поэтичные образы, описывая не только героев, но и «волшебных помощников»: солнышко, ветер, месяц.

Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ее…

Читатель видит живописную картинку, захватывающую воображение. Создается невероятно органичный, красивый поэтичный текст, который навсегда западает в душу и остается с нами на всю жизнь.

Кстати, подобный прием использовался и в удивительном произведении древнерусской литературы – «Слове о полку Игореве». Там молодая Ярославна, плача и тоскуя о своем муже, точно так же обращалась к солнцу, ветру, Днепру.

 

Волшебство произведений Пушкина кроется в их удивительном языке, в невероятных образах и ярких, характерных персонажах, которые всегда вызывают ответные эмоции.

Все это можно, без сомнения, обнаружить и в «Сказке о мертвой царевне» – одном из самых напевных и мелодичных творений великого поэта.

Характеристика главных героев сказки Пушкина о мертвой царевне Вопросы к сказке Пушкина о мертвой царевне Все герои сказки Пушкина о мертвой царевне
Характеристика главных героев сказки Пушкина о мертвой царевне
Вопросы к сказке Пушкина о мертвой царевне
Эпитеты в сказке Пушкина о мертвой царевне
Не нашел ответ на свой вопрос? Задай его в комментариях.
Нажимая на кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку персональных данных.