Превосходство царевны над царицей в сказке Пушкина
Противопоставление – часто используемый в литературе художественный прием, позволяющий подчеркнуть характерные черты образов и явлений.
Добро и зло, благородство и подлость, щедрость и корысть наглядно демонстрируются на примере поступков персонажей и описываемых событий.
Столкновение противоположностей позволяет лучше понять суть того или иного качества.
В произведениях А. С. Пушкина благородному герою нередко противопоставляется отрицательный персонаж.
В «Сказке о мертвой царевне сталкиваются два образа – злой мачехи и юной падчерицы.
Царица красива, стройна, умна, но «горда, ломлива, своенравна и ревнива». Она проявляет тщеславие, зависть, корысть. Царица не способна к состраданию и любви, вероломна и беспощадна, готова пойти на все ради достижения своих целей.
Ей противопоставлен образ царевны. Та также обладает красотой, «белолица», «черноброва», но в отличие от царицы она «кроткого нраву». Несмотря на выпавшие на ее долю испытания, она остается добрым и благородным человеком.
В произведении нет даже намека на какие-либо положительные качества царицы. Она не останавливается ни перед чем. Ее тщеславие и эгоизм столь велики, что она пытается убить падчерицу, и ее вторая попытка оказывается удачной.
Но силы добра и любви преодолевают все преграды. Сказочный сюжет завершается полной победой добра над злом.
Царевна, пройдя все испытания и сохранив чистоту и верность, очнулась после того, как королевич Елисей разбил стеклянный гроб, в который она была помещена.
Когда девушка живой и невредимой возвращается в отчий дом, ее мачеха умирает от тоски.
В сказке подчеркивается превосходство царевны над царицей, доброты и душевной красоты над злостью и завистью.
Произведение А. С. Пушкина учит выбору правильного пути, совершению добрых поступков, смелости и благородству.
К каким бы ухищрениям не прибегала царица, все ее планы провалились, и она погибает от собственной злобы. А царевна, достойно пройдя через испытания, обретает счастье.