Как Пушкин относился к Царскосельскому лицею
Когда Александр Пушкин только поступил в лицей, он был очень рад тому, что вырвался из-под родительской опеки. Ему на тот момент было 12 лет. Он хотел более самостоятельной жизни.
Конечно, было не так просто влиться в новую лицейскую «семью». Но Пушкин благодаря своему неординарному характеру и писательскому таланту завоевал определенный авторитет среди своих однокурсников, и нашел верных друзей на всю жизнь.
Самое главное, что Александр получил в лицее — это поддержка в писательском деле.
Многие лицеисты писали стихи, и многие писали лучше, чем Пушкин. Однако никто не усомнился в таланте молодого поэта. Александр «вырос» в писательстве благодаря своему упорству и негласной поддержке окружения.
Именно в лицее Александр познал настоящую дружбу.
Но не все было так радужно. Жесткий распорядок дня, постоянный контроль со стороны надзирателей очень сильно давили на молодого поэта.
В стихотворении «К сестре» 1814 года он сравнивает лицей с «монастырем» и называет его «край уединенный«, свою комнату он нарекает «мрачной и темной кельей«, а себя «монахом» и «узником из темницы«.
В другом произведении «Прощанье» 1817 года Пушкин характеризует лицейские годы как «годы заточенья«, а сам лицей «кров уединенья«.
Удивительно, но после окончания лицея мнение Пушкина о нем изменилось на абсолютно противоположное. Он с большой любовью вспоминал это время.
В стихотворении 1836 года он пишет:
«Была пора: наш праздник молодой
Сиял, шумел и розгами венчался,
И с песнями бокалов звон мешался,
И тесною сидели мы толпой.
Тогда, душой беспечные невежды,
Мы жили все и легче и смелей,
Мы пили все за здравие надежды
И юности и всех ее затей…»
В стихах к Ивану Пущину от 1826 года есть строки: «…Лучом лицейских ясных дней!» То есть он называет лицейские дни ясными.
В качестве заключения можно сказать, что отношение Пушкина к Царскосельскому лицею менялось. С возрастом поэт отчетливо осознал, что это было прекрасное счастливое время.