Какие чувства были у Пушкина в лицее

Александр Сергеевич Пушкин пробыл в Царскосельском лицее почти 6 лет.

За это время в его жизни произошло множество событий:

  • обретение новых друзей,
  • первая серьезная любовь,
  • война с Наполеоном,
  • значительные успехи на писательском поприще.

Все это вызывало всплеск определенных чувств и эмоций, которые неизбежно выливались в стихи. Анализируя произведения, мы можем проследить, о чем думал поэт и что он чувствовал.

1. Ощущение дружбы и единства

Вместе с Александром в его классе училось 30 человек. Поначалу Пушкину было тяжело влиться в коллектив, он просто не знал как себя вести.

Однако благодаря своему дружелюбному характеру и писательскому мастерству ему удалось довольно быстро стать «своим», а также обрести верных друзей на всю жизнь.

Ценность дружбы Пушкин осознал почти сразу, а потому еще в лицее он написал множество стихов, посвященные его друзьям-лицеистам: «Князю А. М. Горчакову», «Воспоминание (к Пущину)» и т.д.

Самым показательным стихотворением является «Пирующие студенты».

В действительности такой ситуации, которую описывает Пушкин в произведении «Пирующие студенты», не могло случиться, так как алкоголь в лицее был под строгим запретом.

Так что пир был полной выдумкой поэта — так он представлял себе дружеские посиделки: простые, свободные и веселые.

В стихотворении он дает характеристику своим близким друзьям. Обратите внимание, что ко всем друзьям он обращается в шуточной форме, с любовью.

«Дай руку, Дельвиг! Что ты спишь?
Проснись, ленивец сонный!
Ты не под кафедрой сидишь,
Латынью усыпленный.»

«А ты, красавец молодой,
Сиятельный повеса!
Ты будешь Вакха жрец лихой,
Па прочее — завеса!» — про Горчакова

«Товарищ милый, друг прямой,
Тряхнем рукою руку,
Оставим в чаше круговой
Педантам сродну скуку» — на Пущина

«А ты, повеса из повес,
На шалости рожденный,
Удалый хват, головорез,
Приятель задушевный» — про Малиновского

«Вильгельм, прочти свои стихи,
Чтоб мне заснуть скорее.» — про Кюхельбекера

Лицейскую дружбу Пушкин пронесет через всю жизнь.

 

2. Чувство патриотизма и любви к Родине

В лицее Александр Пушкин застал войну с Наполеоном. Военные настроения появились еще до начала активного наступления французов на Россию — напряжение витало в воздухе.

Пушкин был воспитан по моде того времени: родители до лицея дали ему неплохое воспитание. Александр отлично владел французским языком, который стал для него вторым родным после русского, а также очень любил французских авторов. Он даже писал стихи на французском.

Но когда началась война, Пушкин обратился к более патриотичным мыслям, отодвинув французскую литературу на задний план.

Например, стихотворение «На возвращения государя императора из Парижа в 1815 году» содержит такие строки:

«…Тебе, наш храбрый царь, хвала, благодаренье!
Когда полки врагов покрыли отдаленье,
Во броню ополчась, взложив пернатый шлем,
Колена преклонив пред вышним алтарем,
Ты браней меч извлек и клятву дал святую
От ига оградить страну свою родную.
Мы вняли клятве сей; и гордые сердца
В восторге пламенном летели вслед отца
И смертью роковой горели и дрожали;
И россы пред врагом твердыней грозной стали!..
«

 

3. Чувство любви

В лицее Пушкин познал чувство настоящей любви. Предполагается, что ею стала Наталья — крепостная актриса в театре графа В.В. Толстого.

Театр располагался на территории царского села, Пушкин посещал все выступления с участием прекрасной Натальи.

Предполагается, что именно ей он посвятил стихотворение «К Наталье»:

«Так и мне узнать случилось,
Что за птица Купидон;
Сердце страстное пленилось;
Признаюсь — и я влюблен!..»

Это не единственное стихотворение, которое он посвятил актрисе.

 

4. Сомнения и неопределенность на писательском поприще

Александр Пушкин делала первые шаги на литературном поприще. Естественно, его волновали такие темы как судьба и жизнь поэтов. Он думал о самопожертвовании писателей, о том, достижимо ли счастье в их ремесле.

В стихотворении «К другу стихотворцу» есть такие строки:

«…Арист, поверь ты мне, оставь перо, чернилы,
Забудь ручьи, леса, унылые могилы,
В холодных песенках любовью не пылай;
Чтоб не слететь с горы, скорее вниз ступай!
Довольно без тебя поэтов есть и будет;
Их напечатают — и целый свет забудет…»

В стихотворении он обращается к другу и предупреждает его о неблагодарной и сложной профессии стихотворца.

Пушкин понимает, что такая сложная судьба ожидает его, однако отступать он не собирается:

«…Когда на что решусь, уж я не отступаю,
И знай, мой жребий пал, я лиру избираю.
Пусть судит обо мне как хочет целый свет,
Сердись, кричи, бранись,— а я таки поэт»…»

Александр упоминает и о финансовой стороне вопроса. Уже в таком молодом возрасте Пушкин понимал, что только печатающиеся поэты получают финансовое вознаграждение за свои труды:

«…Поэтов — хвалят все, питают — лишь журналы…»

В конце Александр рассуждает о том, достижимо ли счастье в писательстве:

«Подумай обо всем и выбери любое:
Быть славным — хорошо, спокойным — лучше вдвое.»

Краткий доклад (сообщение) о лицейской жизни Пушкина 20 интересных фактов из лицейской жизни Пушкина Стихи Пушкина про Царскосельский лицей
Краткий доклад (сообщение) о лицейской жизни Пушкина
20 интересных фактов из лицейской жизни Пушкина
Как прошли лицейские годы Пушкина
Не нашел ответ на свой вопрос? Задай его в комментариях.
Нажимая на кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку персональных данных.