Описание Царскосельского лицея: правила, порядки и традиции

С самого начала было ясно, что Императорский Царскосельский лицей станет особым учебным заведением, каких еще не было в России.

Это касалось всего: стратегии обучения, порядка пребывания учеников, выбора самих учеников и многого другого.

Здесь на лицеистов обрушилось огромное количество правил и запретов, которые нужны были для их воспитания.

 

Развитие общего духа

Главной целью работы лицея было развитие единого общего духа в учениках.

Все они набирались из семей дворянского происхождения, но разных по достатку (от 20 до 50 человек).

Здесь они должны были оторваться от своих родных и жить в единых условиях: одинаково одеваться, есть одно и то же и жить в равных условиях.

Товарищество должно быть превыше всего. Лицеисты должны были стать братьями друг другу, а директор — отцом семейства.

 

Надзор

За учениками круглосуточно велся надзор: во время обеда, на занятиях и даже ночью. Считалось, что память о постоянном надсмотре удержит юнцов от порочных поступков.

В училище все должны быть равны. Не должно быть ни бедных, ни богатых — ко всем было одинаковое строгое отношение.

Запрещались шумные игры — считалось, что они мешают сосредоточиться на уроках.

 

Отдельное жилье

Чтобы ученики не могли общаться в ночное время, для каждого из них была выделена отдельная комната.

Все комнаты выходили в общий коридор. Двери в них не были глухими —  надзиратель, который дежурил ночью, мог беспрепятственно заглянуть к любому из учеников.

Подробнее об устройстве комнат читайте тут.

 

Распорядок дня

В лицее действовал строгий порядок.

Подъем, завтрак, лекции и прогулки — все время учеников было расписано по часам.

Лицеисты вставали в 6 утра, а отбой был в 10 вечера. Малая часть дня выделялась на свободные занятия, однако даже здесь за ними велся контроль.

Прогулки, кстати, были обязательными. Учащиеся выходили на прогулку строем.

Подробнее о распорядке дня читайте здесь.

 

Наказания

Телесных наказаний в лицее не применяли, хотя на стадии проекта рассматривались.

Вместо телесных применялись наказания нравственные. Ученики за непристойное поведение, громкий смех, невнимательность и прочие огрехи могли быть выгнаны из класса, посажены за позорную парту или одеты в свои старые вещи.

За нарушение дисциплины или нежелание учиться лицеиста могли лишить привычной еды, заменив ее хлебом и водой.

Подробнее о наказаниях.

 

Особенности воспитания

В лицее готовили государственных служащих, чиновников высокого ранга для работы на самых разных должностях.

Было решено, что приоритетом станет воспитание общего духа, разума и достоинства.

Выпускники должны быть настроены на работу для общественного блага, и они не должны опираться на знатность своих предков, кем бы они ни были.

 

Отрыв от семьи

С самого начала предполагалось, что ученики должны быть полностью погружены в процесс обучения, без отвлечения на сторонние мысли. Это касалось также семей учеников.

Фактически воспитанников старались максимально оторвать от прежних привязанностей и мыслей о прошлой жизни. Теперь их новой семьей должны были стать лицеисты.

Видеться с родителями, конечно же, разрешалось. Однако делать это часто могли позволить себе очень немногие семьи: дорога с извозчиком из Петербурга в лицей стоила 25 рублей — большие по тем временам деньги.

Так что родители лицеистов приезжали к ним в гости не часто.

 

Запрет на написание стихов

Многие из студентов помимо Пушкина занимались написанием стихов. Узнав об этом, надзиратели запретили заниматься стихотворством. По их мнению, это отвлекало от более важных занятий и способствовало вольнодумству.

Для осуществления задуманного, у учеников стали забирать бумагу и письменные принадлежности. Теперь всем этим можно было воспользоваться только на уроках.

Ситуация привела к тому, что Пушкин начал писать прямо во время лекций, не обращая никакого внимания на урок и преподавателя.

В результате запрет не сняли, но решили взять ситуацию под контроль, выпустив газету, в которой бы публиковались стихи молодых поэтов.

 

Запрет на книги

Кроме написания стихов, ученикам запрещали читать «непристойную» литературу, которая мешала учению.

Некоторые ученики привезли в лицей свои книги (у Пушкина был Вольтер, Пирон). Позже их отобрали.

 

Обучение и предметы

Учащимся преподавались следующие предметы:

  • ораторское мастерство,
  • русский язык,
  • каллиграфия,
  • французский язык,
  • латинский язык,
  • немецкий язык,
  • физика,
  • математика,
  • эстетика,
  • музыка,
  • политика,
  • военное дело.

Подробнее о предметах


Может показаться, что условия воспитания мальчиков были слишком строгими. Однако порой они смягчались по причине смены директора и надзирателей.

Ученики взрослели, становились более мудрыми, развивали свои таланты. И цель создать единую лицейскую семью была достигнута.

Краткий доклад (сообщение) о лицейской жизни Пушкина 20 интересных фактов из лицейской жизни Пушкина Стихи Пушкина про Царскосельский лицей
Краткий доклад (сообщение) о лицейской жизни Пушкина
20 интересных фактов из лицейской жизни Пушкина
Как прошли лицейские годы Пушкина
Не нашел ответ на свой вопрос? Задай его в комментариях.
Нажимая на кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку персональных данных.