Учителя и наставники Пушкина в лицее

Воспитанием учеников в Царскосельском лицее занималась целая команда специалистов, состоявшая из:

  • директора,
  • гувернеров (учителей),
  • надзирателей
  • и прочих помощников.

 

1. Первый директор — Малиновский

Первым директором лицея был Василий Фёдорович Малиновский — русский просветитель.

Он был отцом одного из учеников и друзей Александра Пушкина — Ивана Малиновского.

Главной своей задачей он считал создание дружеских и даже родственных отношений между воспитанниками.

Себя представлял отцом большого семейства, старался поддерживать каждого ученика.

Во время войны с Наполеоном, когда французские войска взяли Москву и город исчезал в пожарах, утешал всеми силами Александра Пушкина, у которого в той стороне осталась семья.

Хотя война Василию Фёдоровичу далась очень тяжело. Вести о приближающихся вражеских войсках заставили готовиться учеников и весь персонал к отъезду. Директор же хотел оставаться в Царском селе до последнего.

Малиновский был директором лицея с первого дня его открытия до дня своей смерти — 4 апреля 1814 года.

После него до 1816 года директором никого не назначали.

 

2. Второй директор — Энгельгардт

В 1816 году на должность директора был назначен Егор Антонович Энгельгардт — писатель и педагог.

Он пробыл директором первого выпуска, в котором учился Пушкин, менее года. А потому не успел хорошо сдружиться с лицеистами, и не смог стать им вторым отцом.

Но отношения с лицеистами у него были неплохими. На выпускной он подарил им особые чугунные кольца — символ нерушимой памяти.

Не раз он проявлял благосклонность к выпускникам.

Например, он защитил Пушкина от наказания, когда тот накинулся с поцелуями на княжну Волконскую (он перепутал ее в темноте с молодой горничной Наташей).

И предпочел забыть о пирушке, устроенной студентами в лицее, так что этот случай не повлиял на их чины при выпуске.

 

3. Профессор Куницын

Александр Петрович Куницын преподавал лицеистам нравственные и политические науки:

  • логика,
  • этика,
  • право.

Куницын на своих лекциях много рассуждал о свободе и о необходимости ограничения власти, что господствует над людьми, так как неограниченная власть превращается в тиранию.

Пушкин напишет о нем несколько строк в стихотворении «19 октября»:

«…Куницыну дань сердца и вина!
Он создал нас, он воспитал наш пламень,
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжена…»

 

4. Профессор Кошанский

Николай Фёдорович Кошанский преподавал эстетику, русскую и латинскую словесность.

С виду он был несколько мрачен и чопорен, за что ему дали прозвище «Гробовщик».

На самом деле это был невероятно умный человек, который понимал, что одной только строгостью послушания и внимания от лицеистов не получишь.

Поэтому он старался сделать свои лекции максимально интересными. И у него это получилось: лицеисты внимали каждому его слову.

Профессор был на хорошем счету, и даже планировал занять место директора Малиновского.

 

5. Профессор Карцов

Яков Иванович Карцов преподавал математику и физику.

К сожалению, привить интерес к своему предмету у учеников у него не получилось. На его занятиях все занимались своими делами (Пушкин, естественно, писал стихи).

В конце концов, он перестал требовать от своих учеников хоть какого-то внимания и перестал тратить на них время, занимаясь только с Вольховским — самым лучшим учеником всего потока.

Часто на уроках страивались посиделки, на которых Карцов рассказывал забавные истории. Так проходили учебные занятия.

Экзамен ученики сдавали по заранее приготовленным для каждого ученика билетам.

 

6. Преподаватель Галич

Александр Иванович Галич преподавал русскую словесность, заменяя больного Кошанского.

Он вел уроки свободно и непринужденно, дисциплины не требовал. Вместо сидения за партами, ученики часто крутились вокруг него. На его уроках нередко разгорались споры.

Он поддерживал Пушкина в его литературных экспериментах. Именно он подсказал Александру написать стихотворение для переводного экзамена.

Пушкин напишет о нем в одном из своих стихотворений:

«Апостол неги и прохлад,
Мой добрый Галич vale! [будь здоров]
Ты Эпикуров младший брат,
Душа твоя в бокале.
Главу венками убери,
Будь нашим президентом,
И станут самые цари
Завидовать студентам!»

Становится ясно, что лицеисты видели в нем больше товарища, нежели преподавателя.

 

7. Преподаватель Эльснер

Фёдор Богданович Эльснер преподавал лицеистам военную науку с 1816 года.

Считается, что благодаря ему 12 воспитанников пушкинского курса поступили после окончания лицея на военную службу.

 

8. Профессор Будри

Профессор Давид де Иванович Будри преподавал в Царскосельском лицее французскую словесность.

Он считался строгим преподавателем, был увлечен своим делом и отдавался ему полностью, чем воодушевлял своих воспитанников.

Учил их не только языку, но и искусству красноречия на французском.

Внешне он выглядел не очень опрятно: мылся редко, одежду менял еще реже. Пушкин отмечал в своих мемуарах его «замасленый жилет».

 

9. Учитель Чириков

Сергей Гаврилович Чириков преподавал лицеистам уроки рисования.

Ученики у него многому научились. Например, Пушкин в своих рукописях неоднократно оставлял к своим произведениям небольшие зарисовки и эскизы.

Сам по себе он был очень мягким и спокойным человеком. Ученики любили его, относились к нему уважительно.

Именно он пришел к Пушкину, чтобы забрать запрещенную литературу, которую тот привез с собой из родительской библиотеки. Александр сначала не собирался отдавать книги, но не смог перечить Чирикову.

 

10. Преподаватель Калинич

Фотий Петрович Калинич преподавал ученикам чистописание.

Он учил их писать не только красиво каллиграфическим почерком, но и обучал разным шрифтам, которые могли использоваться в разных ситуациях.

 

11. Профессор Кайданов

Профессор Иван Кузьмич Кайданов преподавал лицеистам историю, географию и статистику.

Он умел вызвать интерес к своим лекциям, и его слушали.

Послушных учеников он неизменно звал с прибавкой слова «господин», например «Пушкин господин».

Но порой мог выйти из себя из-за непослушания кого-либо из учеников. В такие моменты он мог называть лицеистов «скотина господин, животина господин».

 

12. Профессор Гауеншильд

Профессор Фёдор Матвеевич Гауеншильд преподавал немецкий язык и словесность.

Он был назначен исполняющим обязанности директора лицея после смерти первого директора Малиновского. Хотел занять полноправно место директора, но его не назначили.

Лицеисты не любили его. Он был груб и несправедлив с ними.

Особенностью его было то, что он постоянно жевал лакрицу (растение).

Позже ученики написали про него песню, которую распевали хором прямо при преподавателе:

«В лицейской зале тишина.
Диковинка меж нами:
Друзья, к нам лезет сатана
С лакрицей за зубами!
Друзья, сберемтеся гурьбой,
Дружнее в руки палку,
Лакрицу сплющим за щекой,
Дадим австрийцу свалку!..»

 

13. Преподаватель Вальвиль

Александр Васильевич Вальвиль преподавал уроки фехтования. Александр Пушкин был чуть ли не лучшим его учеником.

Преподаватель был уважаем среди воспитанников.

14. Людвиг-Вильгельм Теппер де Фергюсон

Людвиг-Вильгельм Теппер де Фергюсон вел в Царскосельском лицее с 1816 года уроки музыки и пения.

Он создал лицейский хор, написал прощальную песню для первого выпуска, в который входил Пушкин.

В его доме, который находился в Царском селе, часто устраивались музыкальные вечера, на котором собирались лицеисты, в их числе Пушкин, Яковлев, Дельвиг, Кюхельбекер и другие.

 

15. Надзиратель Мартин Пилецкий

Кроме преподавателей в лицее за учениками присматривали надзиратели. Это было нужно для воспитания в них смирения.

Подразумевалось, что ученики ни на одну минуту не должны чувствовать себя без надзора: на уроках за ними следили преподаватели, в остальное время — надзиратели.

Мартин был тощим со впавшими глазами, и носил черную одежду до пола. Все в его образе было чопорным, за что его часто называли иезуитом или монахом. Тому же учил он своих воспитанников.

Именно он потребовал отобрать книги у лицеистов, которые они привезли с собой. Он водил строем учеников на прогулку, записывал их за плохое поведение в специальный журнал и садил за «черную» парту для непослушных.

Он следил за учениками в ночное время: двери в комнаты не были глухими.

Естественно, следить все время за 3-ю воспитанниками было просто невозможно.

Мартин нашел среди учеников нескольких любимчиков (Корф, Корсаков) и просил их доносить на остальных.

Пробыл он в лицее не долго. В 1813 году ученики поставили ультиматум: либо уходит он, либо все они разом отчислятся из лицея. Пилецкий оставил их.

 

16. Илья Степанович Пилецкий

Брат Мартина — Илья Пилецкий тоже был надзирателем Царскосельского лицея.

Он выполнял все те же функции, что и его брат. Известно, что он запретил писать стихи лицеистам. Что, кстати, не дало должного результата: ученики все равно продолжали писать.

Краткий доклад (сообщение) о лицейской жизни Пушкина 20 интересных фактов из лицейской жизни Пушкина Стихи Пушкина про Царскосельский лицей
Краткий доклад (сообщение) о лицейской жизни Пушкина
20 интересных фактов из лицейской жизни Пушкина
Как прошли лицейские годы Пушкина
Не нашел ответ на свой вопрос? Задай его в комментариях.
Нажимая на кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку персональных данных.