Краткий анализ стихотворения «19 октября» по плану
История создания стихотворения
Стихотворение «19 октября» было написано Пушкиным для встречи друзей лицеистов, на которую он не смог попасть в 1825 году по причине ссылки в село Михайловское.
Пушкину было запрещено покидать село, и он не смог поехать в Петербург. Поэтому он решил отправить вместо себя стихотворение.
Он назвал его «19 октября» в честь дня основания лицея и начала лицейской дружбы.
Тема
Главной темой стихотворения является тема лицейской дружбы.
В нем автор обращается к самым близким товарищам (Пущин, Горчаков, Дельвиг, Кюхельбекер). К тем, кто находится далеко от родных мест и друзей (моряк Матюшкин). И воздает память тем лицеистам, которых уже нет в живых (Корсаков).
Пушкин возвышает лицейские годы и призывает всех лицеистов не забывать о них.
Тематика
Тематика произведения — это совокупность тем, которую автор рассматривает в том или ином своем произведении.
Если «подняться» чуть выше над темой дружбы, которая является главной в произведении, мы увидим, что в этом стихотворении автор использует также темы жизни и смерти, быстротечности времени и конечности всего на земле.
Таким образом, тематикой стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «19 октября» 1825 года является необратимость хода времени.
Жанр
Лирическим жанром стихотворения является послание.
Пушкин обращается в нем к своим друзьям, на встречу с которыми он не смог попасть.
Композиция
Композиция стихотворения состоит из следующих частей:
- описание своего состояния и настроения,
- обращение ко всем лицеистам,
- личное обращение к некоторым лицеистам,
- восхваление лицейского братства,
- размышление о будущем,
- обращение к последнему живому лицеисту.
Лирический герой
Лирическим героем стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «19 октября», написанного в 1825 году, является сам автор.
Настроения главного лирического героя на протяжении всего текста меняются от грустных к радостным.
Настроения произведения
Стихотворение также пронизано настроениями грусти и радости, которые поочередно сменяют друг друга.
Поэт печалится о том, что не может встретиться со своими лицейскими друзьями. А после представляет скорую встречу с товарищами и радуется ей в своих мечтах.
Лексика
Лексику стихотворения можно характеризовать как разнообразную.
Ключевыми словами, при помощи которых автор передает нужные настроения, являются: друг, дружба — стихотворение посвящено лицейской дружбе; один, разлука, глушь — чтобы передать ощущение одиночества и грусти.
Нельзя сказать, что стихотворение написано простыми словами. В нем активно используются архаизмы (устаревшие слова): вотще — напрасно, в очах — в глазах, лоно — грудь, к устам — ко рту и прочие.
Метафоры
Кроме того, при выполнении разбора произведения «19 октября» можно легко заметить, что оно наполнено различными художественными средствами выразительности.
В нем содержится большое количество метафор: убор леса — яркая листва, пустынная келья — комната поэта, с огнем в очах — радостно.
Олицетворения
Текст богат олицетворениями, когда неживые предметы наделяются чертами живого существа: роняет лес — о падении листвы, проглянет день и скроется — о закате и рассвете, дни бегут — о быстротечности времени и т.д.
Эпитеты
А для создания более ярких образов автор прибегает к эпитетам: багряный убор, увянувшее поле, горьких мук, бурные дни.
Все средства художественной выразительности здесь
Звуковые приемы
Автор применяет звукопись — использование звуков, которые передают настроение описываемой ситуации.
Например, в этом отрывке используется аллитерация — повторение гласных звуков, в данном случае это звуки «з» и «с». Таким образом автор усиливает настроение суровости:
«…Из края в край преследуем грозой,
Запутанный в сетях судьбы суровой…»
При прочтении можно почувствовать суровость ситуации, будто звук холодного зимнего ветра присутствует в этих строках.
Рифма
В стихотворении Александра Сергеевича Пушкина «19 октября» 1825 года используется рифма с ударением на второй слог.
То есть когда первый слог в строке остается безударным, второй слог — ударный, третий слог — снова безударный, четвертый слог — снова ударный.
Пример на первых двух строках стихотворения:
ронЯет лЕс багрЯный свОй убОр
сребрИт морОз увЯнувшЕе пОле
Ударные и безударные гласные чередуются.
Стихотворный размер
Стихотворение написано пятистопным ямбом.
Пятистопный ямб — это когда в каждой строчке есть 5 гласных, которые выделяются ударением при произношении:
ронЯет лЕс багрЯный свОй убОр
сребрИт морОз увЯнувшЕе пОле
Более подробное объяснение здесь
Рифмовка
В стихотворении используется 2 способа рифмовки, которые повторяются каждые 8 строк: кольцевая АВВА и перекрестная АВАВ:
- кольцевая (первая строка рифмуется с 4-й, а вторая строка рифмуется с третьей):
«Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор…» - перекрестная (первая строка рифмуется с третьей, а вторая строка рифмуется с 4-й):
«…Пылай, камин, в моей пустынной келье;
А ты, вино, осенней стужи друг,
Пролей мне в грудь отрадное похмелье,
Минутное забвенье горьких мук…»
Место в творчестве поэта
Это стихотворение стало одним из ярчайших произведений поэта, относящихся к периоду вольнолюбивой лирики.
Произведение положило начало небольшому циклу из пяти стихов, посвященных годовщине основания лицея — 19 октября.
Это послание стало ярчайшим стихотворением Пушкина, посвященное теме дружбы.