Средства художественной выразительности в «19 октября» Пушкина

В стихотворении Александра Сергеевича Пушкина «19 октября» 1825 года используется множество разнообразных средств художественной выразительности: тропы, фигуры и звукописи.

Тропы

1. Эпитеты:

  • багряный убор
  • увянувшее поле
  • горьких мук
  • пленительной привычке
  • сладкогласная гитара
  • дружеский резец
  • тропик знойный
  • вечный лед
  • полунощных морей
  • в блуждающей судьбе
  • тайный рок
  • дружные музы
  • суровой судьбы
  • забытая глушь,
  • пустынные вьюга и хлад,
  • сладкая отрада,
  • дом опальный
  • свободная душа,
  • строгая судьба
  • томной главой,
  • сердечный жар
  • шумные мечты
  • бурные дни

 

2. Олицетворения:

  • роняет лес
  • сребрит мороз
  • Проглянет день
  • день скроется
  • вино друг пролей
  • воображение зовет
  • свет увлек
  • резец не начертал
  • рок осудил
  • бросила судьбина
  • счастие повело
  • юность советует
  • судьба глядит
  • дни бегут

 

3. Метафоры:

  • роняет лес
  • сребрит мороз
  • проглянет день
  • скроется день
  • убор леса
  • край гор
  • пустынная келья
  • пролей мне в грудь отрадное похмелье
  • запить разлуку
  • на брегах Невы
  • на братской перекличке
  • сын севера
  • холодный свет
  • с огнем в очах
  • привет унылый
  • в краю чужом
  • с лицейского порога
  • дорога в морях
  • дитя волн и бурь
  • простирал руку
  • лицейский шум
  • сети судьбы
  • лоно дружбы
  • небратский привет
  • в обители вьюг и хлада
  • фортуны блеск
  • судьбины гнев
  • сын лени
  • сердечный жар
  • дух песен
  • сень уединенья
  • огнем рассказа
  • о днях Кавказа
  • завет мечтаний
  • в гробе спит
  • чаш, подъятых к небесам
  • раб молвы, сомнений и страстей
  • неправое гоненье
  • дни соединений
  • мы вянем

 

4. Гиперболы:

  • вечные льды — означает место, где всегда холодно
  • подъятых к небесам — означает поднятые высоко
  • наш круг час от часу редеет — означает редеет быстро

 

5. Перифразы:

  • багряный убор — красная осенняя листва
  • на брегах Невы — в Петербурге
  • увлек холодный свет — умер
  • кудрявый наш певец — лицеист Корсаков
  • тихо спит — умер
  • сын севера — русский человек
  • чужих небес любовник беспокойный — Матюшкин, которому сопутствует удача в других странах
  • в морях твоя дорога — жизнь проводит в море
  • простирал из-за моря нам руку — не забывал о своих друзьях вдалеке от них
  • брат по музе — тоже поэт, как и Пушкин
  • признательную чашу — тост за наставников
  • сердцем возгоря — радуясь
  • мы вянем — стареем

 

6. Сравнения:

  • «Проглянет день как будто поневоле»
  • «Друзья мои, прекрасен наш союз!
    Он как душа неразделим и вечен»
  • «Для всех чужой, как сирота бездомный»
  • «Свой дар как жизнь я тратил без вниманья»

 

Фигуры

1. Анафоры:

  • Благослови, ликующая муза,
    Благослови: да здравствует Лицей!
  • Ты усладил изгнанья день печальный,
    Ты в день его лицея превратил.
  • С младенчества дух песен в нас горел,
    И дивное волненье мы познали;
    С младенчества две музы к нам летали,
    И сладок был их лаской наш удел:
  • Промчится год, и с вами снова я,
    Исполнится завет моих мечтаний;
    Промчится год, и я явлюся к вам!
  • О сколько слез и сколько восклицаний,
    И сколько чаш, подъятых к небесам!
  • Он человек! им властвует мгновенье.
    Он раб молвы, сомнений и страстей;
    Простим ему неправое гоненье:
    Он взял Париж, он основал лицей.

 

2. Риторические восклицания:

  • Счастливый путь!
  • О волн и бурь любимое дитя!
  • Нас тайный рок, быть может, осудил!
  • Друзья мои, прекрасен наш союз!
  • Опомнимся — но поздно!
  • Пора, пора!
  • оставим заблужденья!
  • Сокроем жизнь под сень уединенья!
  • пируйте, о друзья!
  • Промчится год, и я явлюся к вам!
  • И сколько чаш, подъятых к небесам!
  • И первую полней, друзья, полней!
  • И всю до дна в честь нашего союза!
  • Благослови: да здравствует лицей!
  • Полней, полней!
  • до капли выпивайте!
  • Ура, наш царь! так! выпьем за царя.
  • Он человек!
  • Пируйте же, пока еще мы тут!
  • Несчастный друг!

 

3. Риторические вопросы:

  • Но многие ль и там из вас пируют?
  • Еще кого не досчитались вы?
  • Кто изменил пленительной привычке?
  • Кого от вас увлек холодный свет?
  • Чей глас умолк на братской перекличке?
  • Кто не пришел?
  • Кого меж вами нет?
  • Сидишь ли ты в кругу своих друзей,
    Чужих небес любовник беспокойный?
  • Иль снова ты проходишь тропик знойный
    И вечный лед полунощных морей?
  • Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,
    Мой брат родной по музе, по судьбам?
  • Но за кого?
  • Кому <ж> из нас под старость день лицея
    Торжествовать придется одному?

 

4. Лексический повтор:

  • я пью один

 

5. Антитезы:

  • Проглянет день как будто поневоле
    И скроется за край окружных гор.
  • Иль снова ты проходишь тропик знойный
    И вечный лед полунощных морей?
  • Ты усладил изгнанья день печальный
  • Ступая в жизнь, мы быстро разошлись:
    Но невзначай проселочной дорогой
    Мы встретились и братски обнялись.
  • твой голос пробудил
    Сердечный жар, так долго усыпленный,
  • Свой дар как жизнь я тратил без вниманья,
    Ты гений свой воспитывал в тиши.

 

6. Оксюморон:

  • небратский их привет

 

7. Обращения:

  • О волн и бурь любимое дитя!
  • Друзья мои, прекрасен наш союз!
  • О Пущин мой, ты первый посетил
  • Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,
  • О Дельвиг мой: твой голос пробудил
  • Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было
  • Я жду тебя, мой запоздалый друг
  • пируйте, о друзья!
  • И первую полней, друзья, полней!
  • Благослови, ликующая муза
  • Несчастный друг! средь новых поколений

 

 

Звукописи:

  • аллитерация (повторение гласной буквы «р») + ассонанс (повторение гласной буквы «о»):
    «…Роняет лес багряный свой убор,
    Сребрит мороз увянувшее поле,
    Проглянет день как будто поневоле
    И скроется за край окружных гор…»

 

  • аллитерация — повторение звуков «с» и «з»:
    «…Из края в край преследуем грозой,
    Запутанный в сетях судьбы суровой…»

 

  • аллитерация — повторение звуков «с» и «з»:
    «…Нам разный путь судьбой назначен строгой;
    Ступая в жизнь, мы быстро разошлись…»
Краткий анализ стихотворения «19 октября» по плану Кого упоминает (описывает) Пушкин в «19 октября» 1825 года История создания стихотворения Пушкина «19 октября» 1825 года
Краткий анализ стихотворения «19 октября» по плану
Кого упоминает (описывает) Пушкин в «19 октября» 1825 года
Средства художественной выразительности в «19 октября» Пушкина
Не нашел ответ на свой вопрос? Задай его в комментариях.
Нажимая на кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку персональных данных.