Тема дружбы в стихе Пушкина «19 октября» 1825 года

Тема дружбы — является главной темой стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «19 октября» 1825 года.

Поэт не мог поехать на встречу друзей, так как находился в ссылке в селе Михайловское, и ему было запрещено покидать это место.

Поэтому вместо себя он решил отправить это стихотворение, и таким образом поприсутствовать на встрече друзей.

В стихотворении Пушкин с ностальгией вспоминает лицейские годы.

Он посвящает строки лицеистам, которые также как и он не могут присутствовать на встрече. Один из таких — лицеист Матюшкин, который стал после учебы моряком дальнего плавания.

Пушкин посвятил ему следующие строки:

«…Счастливый путь!.. С лицейского порога
Ты на корабль перешагнул шутя,
И с той поры в морях твоя дорога,
О волн и бурь любимое дитя!..»

Поэт уверен, что, несмотря на расстояние, в мыслях они остаются вместе.


С огромной любовью Пушкин отзывается о близких друзьях, которые смогли посетить его в Михайловском заточении: Пущин, Горчаков, Дельвиг.

«…Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его Лицея превратил…»

«…Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,
Хвала тебе — фортуны блеск холодный
Не изменил души твоей свободной:
Всё тот же ты для чести и друзей.
Нам разный путь судьбой назначен строгой;
Ступая в жизнь, мы быстро разошлись:
Но невзначай проселочной дорогой
Мы встретились и братски обнялись…»

«…И ты пришел, сын лени вдохновенный,
О Дельвиг мой: твой голос пробудил
Сердечный жар, так долго усыпленный,
И бодро я судьбу благословил…»

 

Не забыл он своего лицейского брата по перу — Вильгельма Кюхельбекера:

«…Служенье муз не терпит суеты;
Прекрасное должно быть величаво:
Но юность нам советует лукаво,
И шумные нас радуют мечты…
Опомнимся — но поздно! и уныло
Глядим назад, следов не видя там.
Скажи, Вильгельм не то ль и с нами, было,
Мой брат родной по музе, по судьбам?..»

 

Несколько строк Пушкин посвятил теме смерти и тем лицеистам, которых к моменту написания стихотворения уже не было в живых. Один из таких — лицеист Корсаков, скончавшийся в Италии:

«…Он не пришел, кудрявый наш певец,
С огнем в очах, с гитарой сладкогласной:
Под миртами Италии прекрасной
Он тихо спит, и дружеский резец
Не начертал над русскою могилой
Слов несколько на языке родном,
Чтоб некогда нашел привет унылый
Сын севера, бродя в краю чужом…»

 

Все произведение посвящено теме братства, единства. Пушкин воспевает лицейскую дружбу и превозносит ее в строках:

«…Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село…»


В заключение можно сказать, что для Пушкина лицейская дружба имела большое значение. И он выразил свою преданность и любовь к друзьям в этом стихотворении-послании «19 октября».

Краткий анализ стихотворения «19 октября» по плану Кого упоминает (описывает) Пушкин в «19 октября» 1825 года Средства художественной выразительности в «19 октября» Пушкина
Краткий анализ стихотворения «19 октября» по плану
Кого упоминает (описывает) Пушкин в «19 октября» 1825 года
История создания стихотворения Пушкина «19 октября» 1825 года
Не нашел ответ на свой вопрос? Задай его в комментариях.
Нажимая на кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку персональных данных.