Комментарии к стихотворению Пушкина «19 октября» 1825 года

Историко-литературоведческие комментарии к стихотворению Александра Сергеевича Пушкина «19 октября» в 1825 года, по строфам.

Название Комментарий
«19 октября» 19 октября 1811 года был торжественно открыт Царскосельский лицей, и с этого дня в нем начали обучаться первые ученики, среди которых был Пушкин.

За следующие шесть лет, которые лицеисты провели вместе под крышей учебного заведения, они стали очень близкими друзьями.

После окончания лицея выпускники пообещали друг другу встречаться в день основания лицея — 19 октября.

Но в 1825 году Пушкин находился в ссылке в селе Михайловское, откуда ему было запрещено выезжать, так что он не мог попасть на встречу друзей в Петербург.

В честь памяти о друзьях он решил написать им стихотворение-послание и отправить его им вместо себя. Он назвал его «19 октября» в честь дня основания лицея.

 

Строфа 1 Комментарии
Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор.
Пылай, камин, в моей пустынной келье;
А ты, вино, осенней стужи друг,
Пролей мне в грудь отрадное похмелье,
Минутное забвенье горьких мук.
В первой строфе Пушкин описывает осень в том самом селе Михайловском, в котором он находится в ссылке. Как известно, он вел там достаточно уединенный образ жизни. Именно одиночество и грусть он передает в первых строках.
Строфа 2 Комментарии
Печален я: со мною друга нет,
С кем долгую запил бы я разлуку,
Кому бы мог пожать от сердца руку
И пожелать веселых много лет.
Я пью один; вотще воображенье
Вокруг меня товарищей зовет;
Знакомое не слышно приближенье,
И милого душа моя не ждет.
Поэт скучает по друзьям и печалится о том, что не может встретиться с ними. Он находится в ссыльном положении, и ему запрещено выезжать за пределы имения. А так как село находится далеко от Петербурга, он не надеется, что кто-то из друзей посетит его в этот день.
Строфа 3 Комментарии
Я пью один, и на брегах Невы
Меня друзья сегодня именуют…
Но многие ль и там из вас пируют?
Еще кого не досчитались вы?
Кто изменил пленительной привычке?
Кого от вас увлек холодный свет?
Чей глас умолк на братской перекличке?
Кто не пришел? Кого меж вами нет?
Пушкин сожалеет, что не может приехать на встречу лицеистов (19 октября).

Он предполагает, что на встрече многих друзей не будет.

Строфа 4 Комментарии
Он не пришел, кудрявый наш певец,
С огнем в очах, с гитарой сладкогласной:
Под миртами Италии прекрасной
Он тихо спит, и дружеский резец
Не начертал над русскою могилой
Слов несколько на языке родном,
Чтоб некогда нашел привет унылый
Сын севера, бродя в краю чужом.
«Кудрявый наш певец» — лицеист Корсаков, который во время учебы увлекался музыкой.

Он умер в 1820 году в Италии. Перед смертью он написал строки, которые были начертаны на его могиле: «Прохожий, поспеши к стране родной своей!
Ах, грустно умереть далеко от друзей!»

Строфа 5 Комментарии
Сидишь ли ты в кругу своих друзей,
Чужих небес любовник беспокойный?
Иль снова ты проходишь тропик знойный
И вечный лед полунощных морей?
Счастливый путь!.. С лицейского порога
Ты на корабль перешагнул шутя,
И с той поры в морях твоя дорога,
О волн и бурь любимое дитя!
В следующей строфе поэт говорит о лицеисте Матюшкине, который с самого лицея болел морем, а после стал моряком и на момент написания произведения находился в плавании, а потому не смог присутствовать на встрече.
Строфа 6 Комментарии
Ты сохранил в блуждающей судьбе
Прекрасных лет первоначальны нравы:
Лицейский шум, лицейские забавы
Средь бурных волн мечталися тебе;
Ты простирал из-за моря нам руку,
Ты нас одних в младой душе носил
И повторял: «На долгую разлуку
Нас тайный рок, быть может, осудил!»
Здесь продолжается речь о Матюшкине, который, находясь далеко, не забывает поддерживать связь с друзьями. Строфа заканчивается измененными строками, которые принадлежали лицеисту Дельвигу: «Судьба на вечную разлуку, Быть может, здесь сроднила нас…»
Строфа 7 Комментарии
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
Пушкин возвышает лицейскую дружбу. Последние 4 строки стали гимном лицеистов впоследствии.
Строфа 8 Комментарии
Из края в край преследуем грозой,
Запутанный в сетях судьбы суровой,
Я с трепетом на лоно дружбы новой,
Устав, приник ласкающей главой…
С мольбой моей печальной и мятежной,
С доверчивой надеждой первых лет,
Друзьям иным душой предался нежной;
Но горек был небратский их привет.
В следующих строках автор говорит о дружбе с Ф.И. Толстым, который оказался плохим другом.
Строфа 9 Комментарии
И ныне здесь, в забытой сей глуши,
В обители пустынных вьюг и хлада,
Мне сладкая готовилась отрада:
Троих из вас, друзей моей души,
Здесь обнял я. Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его лицея превратил.
Пушкин вспоминает о том, как ему посчастливилось встретиться в Михайловском заточении с тремя друзьями. Первым был лучший лицейский друг — Иван Пущин (11 января 1825 года).
Строфа 10 Комментарии
Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,
Хвала тебе — фортуны блеск холодный
Не изменил души твоей свободной:
Все тот же ты для чести и друзей.
Нам разный путь судьбой назначен строгой;
Ступая в жизнь, мы быстро разошлись:
Но невзначай проселочной дорогой
Мы встретились и братски обнялись.
Вторым другом-лицеистом, с которым довелось встретиться Пушкину в Михайловском, стал князь Горчаков (осень 1825 года).

Поэт отмечает, что был очень рад видеть его.

Строфа 11 Комментарии
Когда постиг меня судьбины гнев,
Для всех чужой, как сирота бездомный,
Под бурею главой поник я томной
И ждал тебя, вещун пермесских дев,
И ты пришел, сын лени вдохновенный,
О Дельвиг мой: твой голос пробудил
Сердечный жар, так долго усыпленный,
И бодро я судьбу благословил.
И третьим другом, который порадовал поэта, стал Антон Дельвиг. Он прожил в доме Пушкина почти 2 недели в апреле 1825 года.
Строфа 12 Комментарии
С младенчества дух песен в нас горел,
И дивное волненье мы познали;
С младенчества две музы к нам летали,
И сладок был их лаской наш удел:
Но я любил уже рукоплесканья,
Ты, гордый, пел для муз и для души;
Свой дар как жизнь я тратил без вниманья,
Ты гений свой воспитывал в тиши.
Автор обращается к Дельвигу. С высоты прожитых лет Пушкин оценивает поэтический опыт, который они пережили в лицее вместе.
Строфа 13 Комментарии
Служенье муз не терпит суеты;
Прекрасное должно быть величаво:
Но юность нам советует лукаво,
И шумные нас радуют мечты…
Опомнимся — но поздно! и уныло
Глядим назад, следов не видя там.
Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,
Мой брат родной по музе, по судьбам?
В этой строфе Пушкин обращается к своему лицейскому другу — Вильгельму Кюхельбекеру.
Строфа 14 Комментарии
Пора, пора! душевных наших мук
Не стоит мир; оставим заблужденья!
Сокроем жизнь под сень уединенья!
Я жду тебя, мой запоздалый друг —
Приди; огнем волшебного рассказа
Сердечные преданья оживи;
Поговорим о бурных днях Кавказа,
О Шиллере, о славе, о любви.
Эти строки Пушкин тоже посвящает Кюхельбекеру, он завет друга в гости.
Строфа 15 Комментарии
Пора и мне… пируйте, о друзья!
Предчувствую отрадное свиданье;
Запомните ж поэта предсказанье:
Промчится год, и с вами снова я,
Исполнится завет моих мечтаний;
Промчится год, и я явлюся к вам!
О сколько слез и сколько восклицаний,
И сколько чаш, подъятых к небесам!
Пушкин дает предсказание. Он уверен, что скоро он будет освобожден от ссылки и сможет снова встретиться с друзьями.

Удивительно, но в следующем году это предсказание сбылось.

Строфа 16 Комментарии
И первую полней, друзья, полней!
И всю до дна в честь нашего союза!
Благослови, ликующая муза,
Благослови: да здравствует лицей!
Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию, и мертвым и живым,
К устам подъяв признательную чашу,
Не помня зла, за благо воздадим.
Поэт призывает забыть обо всем плохом и порадоваться встрече.
Строфа 17 Комментарии
Полней, полней! и, сердцем возгоря,
Опять до дна, до капли выпивайте!
Но за кого? о други, угадайте…
Ура, наш царь! так! выпьем за царя.
Он человек! им властвует мгновенье.
Он раб молвы, сомнений и страстей;
Простим ему неправое гоненье:
Он взял Париж, он основал лицей.
В следующей строфе автор предлагает выпить за царя (Александра I), основавшего Царскосельский лицей и победившего Наполеона. Пушкин прощает ему свою ссылку — именно Александр I отправил поэта в Михайловское.
Строфа 18 Комментарии
Пируйте же, пока еще мы тут!
Увы, наш круг час от часу редеет;
Кто в гробе спит, кто, дальный, сиротеет;
Судьба глядит, мы вянем; дни бегут;
Невидимо склоняясь и хладея,
Мы близимся к началу своему…
Кому <ж> из нас под старость день лицея
Торжествовать придется одному?
После поэт обращается к лицеисту, который останется последним из всех. В будущем им станет Горчаков, который проживет дольше всех — 84 года.
Строфа 19 Комментарии
Несчастный друг! средь новых поколений
Докучный гость и лишний, и чужой,
Он вспомнит нас и дни соединений,
Закрыв глаза дрожащею рукой…
Пускай же он с отрадой хоть печальной
Тогда сей день за чашей проведет,
Как ныне я, затворник ваш опальный,
Его провел без горя и забот.
В заключении Пушкин снова обращается к последнему лицеисту, чтобы в день лицея он не грустил, а с радостью вспоминал обо всех лицейских товарищах.

 

Кого упоминает (описывает) Пушкин в «19 октября» 1825 года Средства художественной выразительности в «19 октября» Пушкина Краткий анализ стихотворения «19 октября» по плану
Кого упоминает (описывает) Пушкин в «19 октября» 1825 года
Средства художественной выразительности в «19 октября» Пушкина
Тема дружбы в стихе Пушкина «19 октября» 1825 года
Не нашел ответ на свой вопрос? Задай его в комментариях.
Нажимая на кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку персональных данных.