Краткий анализ стихотворения Ф И. Тютчева «Осенний вечер»

 

1. История создания

Стихотворение «Осенний вечер» появилось на свет в октябре 1830 года.

Находясь далеко от Родины, Ф. И. Тютчев скучал по дому. Осень в далеком Мюнхене, где поэт занимал пост атташе при дипломатической миссии, навевала воспоминания о России. Ностальгические настроения нашли отражение в стихах.

 

2. Литературное направление

В стихотворении поэт придерживается романтического направления, в котором присутствуют элементы реализма.

Одухотворенная природа оживает под пером мастера. Загадочная красота осеннего вечера сменяется вполне реальным предвестником зимы «порывистым холодным ветром».

 

3. Род

Произведение относится к роду лирики.

 

4. Жанр

Жанр стихотворения: пейзажная лирика, наполненная философскими размышлениями автора о взаимосвязи человека и природы.

 

5. Проблематика

Проблемы, которые поднимает Ф. И. Тютчев в стихотворении «Осенний вечер», будто проникают одна в другую:

  • проблема влияния красоты природы на человека тесно связана с осознанием неизбежности течения и изменения жизни;
  • проблема кроткого смирения природы перекликается с умением переносить страдания с «божественной стыдливостью».

 

6. Тематика

Тема стихотворения — рассказ о наступившей осени.

Последний всплеск ярких красок окутан печалью увядания природы. Но это не мешает лирическому герою насладиться всей прелестью осеннего вечера.

 

7. Идея

Связь между явлениями природы и человеческой жизнью неразрывна. Все в этом мире развивается, изменяется и движется по одним и тем же законам, воспринимать которые надо со смирением, улыбкой и надеждой.

 

8. Пафос

В стихотворении Ф. И. Тютчева «Осенний вечер» звучит пафос грусти и печали, который связан с наступлением осени.

 

9. Система образов

Образный ряд стихотворения состоит из главного символического образа осени и множества деталей.

Мы видим «пестроту дерев», «туманную лазурь». Слышим «легкий шелест» «багряных листьев». Чувствуем «порывистый холодный ветр».

Эпизодические образы – являются неотъемлемой частью осеннего вечера.

 

10. Центральные персонажи

Центральный персонаж произведения — осень, которая предстает перед читателем в облике осеннего вечера. В образе соединяются грусть и очарование.

Природа, чувствуя приближение зимних бурь, наполняется «зловещим блеском» и яркими красками. Буйство красок органично вписывается в печальную картину угасающего дня.

 

11. Лирический герой

Чувства лирического героя созвучны авторским переживаниям. Печальная картина осени осознается им как неизбежность, с которой следует смириться, наслаждаясь «умильной таинственной прелестью», и надеяться на возрождение.

 

12. Сюжет

В произведении отсутствует сюжетная линия в обычном понимании этого слова. Перед читателем статичная картина осеннего вечера.

Природа будто замерла в «предчувствии сходящих бурь». Жизнь на «грустно – сиротеющей» земле готовится к долгому периоду покоя и оцепенения.

 

13. Композиция

Произведение воспринимается как целостная пейзажная зарисовка. Оно не подразделяется на привычные строфы, состоит из одного предложения, протяженностью в двенадцать стихотворных строк.

Условно «Осенний вечер» можно разделить на три смысловые части, три четверостишия:

  • Описание «светлости осенних вечеров».
  • «Предчувствие холодных бурь».
  • Природа уподобляется «существу разумному».

 

14. Художественное своеобразие

Строки стихотворения великого поэта наполнены необычными противопоставлениями и оксюморонами:

  • «улыбка увядания» и «божественная стыдливость страдания», «изнеможение»;
  • «тихая лазурь» и надвигающаяся буря;
  • светлость вечеров;
  • «прелесть осенних вечеров» и «грустно – сиротеющая земля».

Взаимоисключающие понятия и образы, дополняя друг друга, создают сложную картину целостного окружающего мира.

 

15. Размер, рифма, строфика

Произведение не делится на строфы, состоит из одного сложного предложения.

Для его создания поэт использует пятистопный ямб и перекрестный способ рифмовки (АБАБ) с чередованием мужской и женской рифмы.

 

16. Средства художественной выразительности

Передать глубокий философский смысл произведения, отобразить очаровательную прелесть осенней природы автору помогают необычные средства художественной выразительности:

  • эпитеты, органично вплетенные в олицетворения, оживляют явления природы, подчеркивая связь с человеческой жизнью: «зловещий блеск дерев», «томный легкий шелест» листьев, «грустно — сиротеющая земля», «кроткая улыбка увяданья»;
  • точные метафоры заставляют работать воображение: «божественная стыдливость страданья», «светлость осенних вечеров»;
  • сравнение «ветр, как предчувствие сходящих бурь» заставляет вернуться к реальности и почувствовать приближение зимы.

Каждый из тропов несет в себе большую смысловую нагрузку необыкновенную образность и символичность.

 

17. Значение произведения

Стихотворение «Осенний вечер» побуждает читателя задуматься о быстротечности жизни. Погрузившись в волшебный мир осеннего вечера, начинаешь ценить каждое мгновение, которому никогда не суждено повториться.

 

18. Актуальность

Природа мудра, совершенна и вечна. Поэтому человек никогда не перестанет наслаждаться ее красотой, учиться у нее философскому отношению к жизни и смерти.

 

19. Мое отношение

Я не люблю осень, но стихотворение Ф. И. Тютчева завораживает и заставляет переосмыслить свое отношение к этому грустному времени года. Печальные строки рождают в душе неизведанное чувство терпеливой покорности вечным законам бытия.

 

20. Чему учит

«Кроткая улыбка увядания» природы учит человека с достоинством воспринимать жизненные испытания и надеяться на счастливое будущее.

Краткий анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится…» Краткий анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Вечер» Краткий анализ стихотворения «Весенние воды» Тютчева по плану
Краткий анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится…»
Краткий анализ стихотворения Ф И. Тютчева «Осенний вечер»
Краткий анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Вечер»
Не нашел ответ на свой вопрос? Задай его в комментариях.
Нажимая на кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку персональных данных.