Краткий анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Вечер»

 

1. История создания

Точная дата создания стихотворения неизвестна. Приблизительно оно было создано поэтом с 1925 по 1929 год.

Поводом послужила тоска по Родине, которую испытывал молодой Ф. И. Тютчев вдалеке от родного дома. Он, служивший в Коллегии иностранных дел, был отправлен послом в далекий Мюнхен.

 

2. Литературное направление

Ф. И. Тютчев создает стихотворение под влиянием реалистического литературного направления. Его пейзажная лирика получила особое название: натурфилософская поэзия.

 

3. Род

Произведение относится к роду лирики.

 

4. Жанр

Жанр стихотворения «Вечер» — пейзажная лирика с элементами торжественной оды. Его содержание — описание родной природы.

 

5. Проблематика

Главная проблема произведения — взаимосвязь и взаимопроникновение природных явлений, составляющих единое целое в окружающем мире.

 

6. Тематика

Тема стихотворения — описание спокойной засыпающей природы, момента, когда вечер идет на смену дню.

 

7. Идея

Главная мысль не звучит в стихотворении открыто. Своими незабываемыми строками Тютчев пытался рассказать о влиянии природы на душевное состояние человека. Засыпающая природа оказывает умиротворяющее воздействие на человека.

 

8. Пафос

Строки стихотворения «Вечер» звучат торжественно и плавно, как некое неразгаданное великое таинство мира природы.

 

9. Система образов

В стихотворении отсутствуют обычные герои. Образы символичны и размыты.

Главным персонажем произведения можно считать наступающий вечер. Его образ складывается из маленьких деталей, эпизодических героев пейзажной зарисовки: «далекий колокольный звон», «журавлиная стая», «звучные листья», «вешнее море», долина, тень.

Соединяясь вместе, они создают единое целое — постепенное угасание дня.

 

10. Центральные персонажи

Центральный герой — вечер, который постепенно овладевает миром. Читателя окружают затихающий колокольный звон, незаметно ложащаяся по долине тень. Из незначительных эпизодов складывается образ главного действующего лица стихотворения: осеннего вечера.

 

11. Лирический герой

Мысли и чувства лирического героя созвучны ощущениям автора произведения. Тютчев устами лирического героя рассказывает об одном из таинств природы: сумерках, плавно переходящих в вечер.

Лирический герой и великий лирик в стихотворении «Вечер» сливаются в единое целое.

 

12. Сюжет

На первый взгляд стихотворение бессюжетно, но если вчитаться внимательнее, можно заметить едва уловимые изменения.

Вначале произведения мы видим предвестники наступающего вечера: звуки становятся тише, «колокольный звон» замирает «в звучных листьях», движении останавливаются, «как море не колыхнет день».

А затем внезапно вечер вступает в свои права: « и торопливей, молчаливей ложится по долине тень».

 

13. Композиция

В основе композиции небольшого произведения лежит анафора. В двух катренах, включающих в себя два предложения, трижды используется одинаковое начало: «Как…».

Обе строфы произведения, неразрывно связанные друг с другом, рисуют незабываемую картину тихого вечера. Пейзажная зарисовка статична и одновременно наполнена чуть уловимым движением.

 

14. Художественное своеобразие

Ф. И. Тютчеву удалось передать словами зыбкое состояние угасания дня, сумерек.

Мы не замечаем момента его начала, не улавливаем последнего аккорда. Точно так же стихотворение не имеет начала, первая строка, будто продолжение какой-то фразы, начинается с союза «как». Следующие строчки нанизывают сравнения одно на другое, доводят читателя до финала. И неожиданно сразу «торопливо» «молчаливо» обрушивается вечер.

 

15. Размер, рифма, строфика

Чудное произведение стоит всего из двух четверостиший, написанных четырехстопным ямбом.

Автор использует перекрестную рифмовку (АБАБ), в которой чередуются мужская и женская рифмы.

 

16. Средства художественной выразительности

В маленьком по размеру стихотворении поэт использует своеобразный синтез средств художественной выразительности. По воле автора один троп становится частью другого, создавая гармоничную картину происходящего.

Поэт олицетворяет явления природы с помощью метафоры: «море не колыхнет день» и эпитетов: «торопливо, молчаливо ложится тень».

В каждой строфе использует необычные сравнения: «колокольный звон, как шум от стаи журавлиной», вечер «как море вешнее в разливе».

Объединяясь вместе, средства художественной выразительности помогают понять читателю взаимосвязь явлений природы.

 

17. Значение произведения

Значение стихотворения «Вечер» заключается в том эстетическом удовольствии, которое получает читатель. Наблюдая волшебное перевоплощение природы, человек забывает о проблемах, успокаивается, и верит, что ночь обязательно сменит утро.

 

18. Актуальность

Взаимосвязь человека с миром природы — это тема, которая никогда не потеряет своей актуальности.

Стихотворение Тютчева — гимн гармоничному устройству природы. И пока человек ощущает себя частью окружающего мира, в его жизни будет порядок, красота и гармония.

 

19. Мое отношение

Строки стихотворения Ф. И. Тютчева «Вечер» завораживают с первого прочтения. Еще не понимая глубины содержания, я была покорена красотой звучания строк, мелодичностью и спокойствием.

Перечитав стихотворение, я поняла, что речь идет об обычном наступлении вечера. Оказывается, любое явление природы может быть поэтичным и необыкновенным.

 

20. Чему учит

Стихотворение великого поэта учит нас быть внимательнее к миру природы. «Здесь мало увидеть, здесь надо всмотреться…», и тогда поймешь, что привычное и обычное может раскрыться с другой стороны и быть поэтичным и прекрасным.

Краткий анализ стихотворения «Весенние воды» Тютчева по плану Краткий анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится…» Краткий анализ стихотворения Ф И. Тютчева «Осенний вечер»
Краткий анализ стихотворения «Весенние воды» Тютчева по плану
Краткий анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Вечер»
Краткий анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится…»
Не нашел ответ на свой вопрос? Задай его в комментариях.
Нажимая на кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку персональных данных.