Краткий анализ стихотворения «Весенние воды» Тютчева по плану

 

1. История создания

Стихотворение «Весенние воды» было написано в 1830 году. Ф. И. Тютчев в тот момент находился в Германии и встречал весну. Поэт часто бывал за границей, но всегда тяготел по родине.

Находясь в Германии, он испытывал тоску по России. В это время года он искал сходства между европейской и русской весной.

Впервые произведение вышло в печать спустя два года после написания в 1832 году в журнале «Телескоп».

 

2. Литературное направление

Стихотворение «Весенние воды» написано в период романтизма.

 

3. Род

По роду произведение относится к лирике.

 

4. Жанр

Стихотворение написано в жанре пейзажной лирики.

 

5. Проблематика

Ф.И. Тютчев в стихотворении «Весенние воды» показывает свою любовь к природе и всему окружающему миру. Текст проникнут переживаниями, связанными с наступлением весны.

Поэт не ставил перед собой задачи поднять какую-то проблему. Не найти здесь и философских размышлений о жизни, родине, времени.

 

6. Тема

Главная тема произведения – пробуждение природы с наступлением весны.

Описывая происходящие процессы, связанные с переменой времени года, Тютчев подмечает признаки того, что весна уже на пороге.

Зима еще не сдает свои права: снег в полях лежит, но тая, превращается бурный ручей. Талой водой ознаменована первая песня весны.

 

7. Идея

Идея стихотворения заключается в том, чтобы показать связь между природой и человеком.

Весна – это олицетворение любви, радости и вдохновения. Она не просто украшает внешний вид улиц, лесов и городов, но и преображает внутренний мир человека. Внутри всё цветет, поднимается настроение.

Размышляя о цепочке «человек – природа», автор приходит к вопросу о смысле жизни. Человек – это неотъемлемая часть природы. Он подчиняется её законам. Следовательно, смысл жизни заключается в самой жизни, сне, пробуждении, радости и печали.

 

8. Пафос

Стихотворение проникнуто радостью и восторгом.

Долгожданная весна вот-вот придет. Она принесет не только особое состояние души, но и навеет ощущения грядущих перемен. Мысль о том, что зима идёт на спад пробуждает лирического героя от зимней спячки.

Любые изменения климата всегда отражаются на настроении человека. Предчувствие весны, тепла, солнечного света рождает в сердце радостное настроение.

 

9. Система образов

В стихотворении один образ – это весна. Её «гонцы» доносят людям признаки смены времени года.

Образ весны олицетворяет возрождение души, пробуждение внутренних сил человека. Картина весны воссоздает черты молодой девушки.

 

10. Центральные персонажи

Ф.И. Тютчев в третьей строфе стихотворения вводит группу персонажей. Это «хоровод… майских дней». Они поддержат и укрепят власть весны.

Но им еще предстоит появиться, а пока, описывая природные процессы, поэт рисует месяц март.

 

11. Лирический герой

Лирический герой – человек с душой тонкой организации. Почувствовав изменения в природе, он переживает каждый момент. Лирическое «я» будто оживает вместе с окружающей его действительностью, на тонких струнах предвещает теплые дни.

 

12. Сюжет

Сюжет стихотворения «Весенние воды» поделен на две части. Каждая из частей характеризует настроение автора в начале и конце поэтического текста.

Первая часть начинается с описания не пробудившейся земли, которая еще находится под покровом снега.

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят…

В ночное время температура воздуха охладевает, оттого и зима не отступает. Днем теплое солнце прогревает землю, снег медленно тает и образует ручьи.

 

Вторая часть стихотворения посвящена описанию майских дней. Ведь именно в мае приходит настоящая весна. Лирический герой наполняется внутренней жизненной силой, вдохновением. То же самое происходит с природой.

Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!…

 

13. Композиция

Композиция одночастная с последовательно развивающимся повествованием (линейная). В основе лежит одна музыкальная тема – приход весны. Творчеству Тютчева свойственна композиция из трех строф.

В первой строфе поэт знакомит читателя с первыми признаками весны: таяние льдов и снегов, первые ручьи, которые торжественно «шумят» и «гласят». Среди разнообразных предвестников весны Ф.И. Тютчев выбрал именно весенние ручьи.

Во второй строфе журчание ручьев сливается в один голос «Весна идет!». Приход весны подобен шествию волшебной королевы, о которой её гонцы гласят во все концы земли.

В третьей строфе поэт говорит о конкретном месяце, когда весна окончательно сменит зиму – май. Все, что было до этого – это ранняя весна с еще лежащими снегами, заморозками и ветрами. Майские дни будут радовать цветением яблонь и цветов во всем своем великолепии.

 

14. Художественное своеобразие произведения

Звукопись в тексте стихотворения делает описание более динамичным. В первой строфе делается акцент на аллитерации на буквы: «б» – задается ритмичность, подвижность и активность ручьев; «ш» – создается атмосфера шума воды.

Также в первой строфе повторяется 6 раз звук «у», а звуки «б» и «г» в том же количестве подчеркивают движение воды. Ассонанс же на букву «о» во второй строфе передает говор и крик весенних ручьев.

 

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано четырехстопным ямбом.

Рифма используется перекрестная (АБАБ) мужская (ударение падает на последний слог в строке).

Текст произведения – это три катрена (четверостишия).

 

16. Средства художественной выразительности

Картину ранней весны украшает обилие эпитетов. Поэт прибегает к следующим эпитетам: «румяный, светлый хоровод», «сонный берег», «тихих, тёплых майских дней».

Особую роль играет олицетворение. Образ весны становится одушевленным за счет глаголов в словосочетаниях: «ручьи гласят», «майские дни толпятся».

Эпитет в сочетании с олицетворением «румяный хоровод» создает образ веселого девичьего, людского хоровода.

Смысловую нагрузку несут сложные метафоры «воды уж весной шумят», «бегут и будят сонный брег», «бегут и блещут, и гласят», «они гласят во все концы». Все метафоры соединяются в единую канву произведения и дополняют друг друга новыми подробностями. Расширяясь, они становятся информативными и создают цельный образ весны.

 

17. Значение произведения

В творчестве Ф.И. Тютчева пейзажная лирика занимает особое место. Однако среди всех произведений во главе угла стоит именно стихотворение «Весенние воды».

Расцвет не только природы, но и жизненных сил в «Весенних водах» связан с посетившим его творческим вдохновением и надеждами на светлое будущее.

Поэт настолько сильно чувствовал любые изменения в природе, что мог легко и непринужденно передать их в своих стихотворениях. Он смог проникнуться очарованием весеннего настроения, будучи на чужбине, где весна всё та же.

 

18. Актуальность

Стихотворение актуально по сей день. Каждый из нас чувствует прилив радости и воодушевления с наступлением весны.

 

19. Моё отношение

Мне очень нравится это стихотворение, ведь оно не только о весне, но и о предчувствии чего-то приятно, чудесного, свежего, каких-то невероятных перемен. Благодаря этому произведению неизбежно улучшается настроение.

 

20. Чему учит

Стихотворение учит внимательно относиться к природе и ее переменам. Так хорошо замечать прекрасные моменты, которые происходят вокруг нас. Ловить прекрасное в привычных вещах очень важно, ведь это делает нашу жизнь ярче и насыщеннее.

Краткий анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Вечер» Краткий анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится…» Краткий анализ стихотворения Ф И. Тютчева «Осенний вечер»
Краткий анализ стихотворения «Весенние воды» Тютчева по плану
Краткий анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Вечер»
Краткий анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится…»
Не нашел ответ на свой вопрос? Задай его в комментариях.
Нажимая на кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку персональных данных.