Краткий анализ стихотворения «Весенние воды» Тютчева по плану

 

1. История создания

Стихотворение «Весенние воды» было написано в 1830 году. Ф. И. Тютчев в тот момент находился в Германии и встречал весну. Поэт часто бывал за границей, но всегда тяготел по родине.

Находясь в Германии, он испытывал тоску по России. В это время года он искал сходства между европейской и русской весной.

Впервые произведение вышло в печать спустя два года после написания в 1832 году в журнале «Телескоп».

 

2. Литературное направление

Стихотворение «Весенние воды» написано в период романтизма.

 

3. Род

По роду произведение относится к лирике.

 

4. Жанр

Стихотворение написано в жанре пейзажной лирики.

 

5. Проблематика

Ф.И. Тютчев в стихотворении «Весенние воды» показывает свою любовь к природе и всему окружающему миру. Текст проникнут переживаниями, связанными с наступлением весны.

Поэт не ставил перед собой задачи поднять какую-то проблему. Не найти здесь и философских размышлений о жизни, родине, времени.

 

6. Тема

Главная тема произведения – пробуждение природы с наступлением весны.

Описывая происходящие процессы, связанные с переменой времени года, Тютчев подмечает признаки того, что весна уже на пороге.

Зима еще не сдает свои права: снег в полях лежит, но тая, превращается бурный ручей. Талой водой ознаменована первая песня весны.

 

7. Идея

Идея стихотворения заключается в том, чтобы показать связь между природой и человеком.

Весна – это олицетворение любви, радости и вдохновения. Она не просто украшает внешний вид улиц, лесов и городов, но и преображает внутренний мир человека. Внутри всё цветет, поднимается настроение.

Размышляя о цепочке «человек – природа», автор приходит к вопросу о смысле жизни. Человек – это неотъемлемая часть природы. Он подчиняется её законам. Следовательно, смысл жизни заключается в самой жизни, сне, пробуждении, радости и печали.

 

8. Пафос

Стихотворение проникнуто радостью и восторгом.

Долгожданная весна вот-вот придет. Она принесет не только особое состояние души, но и навеет ощущения грядущих перемен. Мысль о том, что зима идёт на спад пробуждает лирического героя от зимней спячки.

Любые изменения климата всегда отражаются на настроении человека. Предчувствие весны, тепла, солнечного света рождает в сердце радостное настроение.

 

9. Система образов

В стихотворении один образ – это весна. Её «гонцы» доносят людям признаки смены времени года.

Образ весны олицетворяет возрождение души, пробуждение внутренних сил человека. Картина весны воссоздает черты молодой девушки.

 

10. Центральные персонажи

Ф.И. Тютчев в третьей строфе стихотворения вводит группу персонажей. Это «хоровод… майских дней». Они поддержат и укрепят власть весны.

Но им еще предстоит появиться, а пока, описывая природные процессы, поэт рисует месяц март.

 

11. Лирический герой

Лирический герой – человек с душой тонкой организации. Почувствовав изменения в природе, он переживает каждый момент. Лирическое «я» будто оживает вместе с окружающей его действительностью, на тонких струнах предвещает теплые дни.

 

12. Сюжет

Сюжет стихотворения «Весенние воды» поделен на две части. Каждая из частей характеризует настроение автора в начале и конце поэтического текста.

Первая часть начинается с описания не пробудившейся земли, которая еще находится под покровом снега.

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят…

В ночное время температура воздуха охладевает, оттого и зима не отступает. Днем теплое солнце прогревает землю, снег медленно тает и образует ручьи.

 

Вторая часть стихотворения посвящена описанию майских дней. Ведь именно в мае приходит настоящая весна. Лирический герой наполняется внутренней жизненной силой, вдохновением. То же самое происходит с природой.

Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!…

 

13. Композиция

Композиция одночастная с последовательно развивающимся повествованием (линейная). В основе лежит одна музыкальная тема – приход весны. Творчеству Тютчева свойственна композиция из трех строф.

В первой строфе поэт знакомит читателя с первыми признаками весны: таяние льдов и снегов, первые ручьи, которые торжественно «шумят» и «гласят». Среди разнообразных предвестников весны Ф.И. Тютчев выбрал именно весенние ручьи.

Во второй строфе журчание ручьев сливается в один голос «Весна идет!». Приход весны подобен шествию волшебной королевы, о которой её гонцы гласят во все концы земли.

В третьей строфе поэт говорит о конкретном месяце, когда весна окончательно сменит зиму – май. Все, что было до этого – это ранняя весна с еще лежащими снегами, заморозками и ветрами. Майские дни будут радовать цветением яблонь и цветов во всем своем великолепии.

 

14. Художественное своеобразие произведения

Звукопись в тексте стихотворения делает описание более динамичным. В первой строфе делается акцент на аллитерации на буквы: «б» – задается ритмичность, подвижность и активность ручьев; «ш» – создается атмосфера шума воды.

Также в первой строфе повторяется 6 раз звук «у», а звуки «б» и «г» в том же количестве подчеркивают движение воды. Ассонанс же на букву «о» во второй строфе передает говор и крик весенних ручьев.

 

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано четырехстопным ямбом.

Рифма используется перекрестная (АБАБ) мужская (ударение падает на последний слог в строке).

Текст произведения – это три катрена (четверостишия).

 

16. Средства художественной выразительности

Картину ранней весны украшает обилие эпитетов. Поэт прибегает к следующим эпитетам: «румяный, светлый хоровод», «сонный берег», «тихих, тёплых майских дней».

Особую роль играет олицетворение. Образ весны становится одушевленным за счет глаголов в словосочетаниях: «ручьи гласят», «майские дни толпятся».

Эпитет в сочетании с олицетворением «румяный хоровод» создает образ веселого девичьего, людского хоровода.

Смысловую нагрузку несут сложные метафоры «воды уж весной шумят», «бегут и будят сонный брег», «бегут и блещут, и гласят», «они гласят во все концы». Все метафоры соединяются в единую канву произведения и дополняют друг друга новыми подробностями. Расширяясь, они становятся информативными и создают цельный образ весны.

 

17. Значение произведения

В творчестве Ф.И. Тютчева пейзажная лирика занимает особое место. Однако среди всех произведений во главе угла стоит именно стихотворение «Весенние воды».

Расцвет не только природы, но и жизненных сил в «Весенних водах» связан с посетившим его творческим вдохновением и надеждами на светлое будущее.

Поэт настолько сильно чувствовал любые изменения в природе, что мог легко и непринужденно передать их в своих стихотворениях. Он смог проникнуться очарованием весеннего настроения, будучи на чужбине, где весна всё та же.

 

18. Актуальность

Стихотворение актуально по сей день. Каждый из нас чувствует прилив радости и воодушевления с наступлением весны.

 

19. Моё отношение

Мне очень нравится это стихотворение, ведь оно не только о весне, но и о предчувствии чего-то приятно, чудесного, свежего, каких-то невероятных перемен. Благодаря этому произведению неизбежно улучшается настроение.

 

20. Чему учит

Стихотворение учит внимательно относиться к природе и ее переменам. Так хорошо замечать прекрасные моменты, которые происходят вокруг нас. Ловить прекрасное в привычных вещах очень важно, ведь это делает нашу жизнь ярче и насыщеннее.

Краткий анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится…» Краткий анализ стихотворения Ф И. Тютчева «Осенний вечер» Краткий анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Вечер»
Краткий анализ стихотворения «Весенние воды» Тютчева по плану
Краткий анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится…»
Краткий анализ стихотворения Ф И. Тютчева «Осенний вечер»
Не нашел ответ на свой вопрос? Задай его в комментариях.
Нажимая на кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку персональных данных.