Лирический герой в стихотворении Пушкина «19 октября» 1825 года
Лирическим героем стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «19 октября», написанного в 1825 году, является сам автор.
Настроения главного лирического героя на протяжении всего стихотворения меняются от грустных к радостным.
В самом начале произведения автор предстает перед нами грустным, одиноким и несчастным, так как находится вдали от друзей и тоскует по ним.
Описания увядающей природы Михайловского села передают угнетенное состояние поэта:
«Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле…»
Автор описывает свое состояние как «горькие муки», о которых можно временно забыть при помощи вина.
Продолжая тему одиночества, Пушкин отмечает, что не только его не будет в кругу друзей.
Некоторых из них уже нет в живых, как лицеиста Корсакова, которому посвящены строки:
«…Он не пришел, кудрявый наш певец…».
А некоторые из друзей находятся очень далеко, как, например, ставший моряком Матюшкин:
«…С лицейского порога
Ты на корабль перешагнул шутя,
И с той поры в морях твоя дорога,
О волн и бурь любимое дитя!..»
Затем лирический герой обращается к своим самым близким друзьям. Он сознается, что новые друзья не могут заменить ему прежних товарищей:
«…Друзьям иным душой предался нежной;
Но горек был небратский их привет…»
Он благодарит их за то, что они не забыли о нем в трудную минуту жизни и навестили его в Михайловском.
Это был Иван Пущин:
«…Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил…»
Горчаков:
«…Ступая в жизнь, мы быстро разошлись:
Но невзначай проселочной дорогой
Мы встретились и братски обнялись…»
Дельвиг:
«…И ты пришел, сын лени вдохновенный,
О Дельвиг мой…»
Затем настроения лирического героя постепенно меняются на более радостные.
Он вспоминает о творчестве, которое сроднило лицеистов. Как в этих строках посвященных Вильгельму Кюхельбекеру:
«…Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,
Мой брат родной по музе, по судьбам?…»
После лирический герой предается оптимистичному настроению и предсказывает свое скорое освобождение от ссылки.
«…Предчувствую отрадное свиданье;
Запомните ж поэта предсказанье:
Промчится год, и с вами снова я…»
Автор радуется встрече лицеистов. Он предлагает поднять бокалы за лицей, учителей и царя Александра I, который основал его:
«…Благослови: да здравствует лицей!..»
В заключение можно сказать, что в этом стихотворении настроение главного лирического героя меняется с грустного на радостное.
И происходит это благодаря воображению автора, которое побеждает удручающую действительность: он погружается в мечты, представляя себя рядом с друзьями, и его настроение меняется в лучшую сторону.