Средства художественной выразительности в «19 октября» Пушкина
В стихотворении Александра Сергеевича Пушкина «19 октября» 1825 года используется множество разнообразных средств художественной выразительности: тропы, фигуры и звукописи.
Тропы
1. Эпитеты:
- багряный убор
- увянувшее поле
- горьких мук
- пленительной привычке
- сладкогласная гитара
- дружеский резец
- тропик знойный
- вечный лед
- полунощных морей
- в блуждающей судьбе
- тайный рок
- дружные музы
- суровой судьбы
- забытая глушь,
- пустынные вьюга и хлад,
- сладкая отрада,
- дом опальный
- свободная душа,
- строгая судьба
- томной главой,
- сердечный жар
- шумные мечты
- бурные дни
2. Олицетворения:
- роняет лес
- сребрит мороз
- Проглянет день
- день скроется
- вино друг пролей
- воображение зовет
- свет увлек
- резец не начертал
- рок осудил
- бросила судьбина
- счастие повело
- юность советует
- судьба глядит
- дни бегут
3. Метафоры:
- роняет лес
- сребрит мороз
- проглянет день
- скроется день
- убор леса
- край гор
- пустынная келья
- пролей мне в грудь отрадное похмелье
- запить разлуку
- на брегах Невы
- на братской перекличке
- сын севера
- холодный свет
- с огнем в очах
- привет унылый
- в краю чужом
- с лицейского порога
- дорога в морях
- дитя волн и бурь
- простирал руку
- лицейский шум
- сети судьбы
- лоно дружбы
- небратский привет
- в обители вьюг и хлада
- фортуны блеск
- судьбины гнев
- сын лени
- сердечный жар
- дух песен
- сень уединенья
- огнем рассказа
- о днях Кавказа
- завет мечтаний
- в гробе спит
- чаш, подъятых к небесам
- раб молвы, сомнений и страстей
- неправое гоненье
- дни соединений
- мы вянем
4. Гиперболы:
- вечные льды — означает место, где всегда холодно
- подъятых к небесам — означает поднятые высоко
- наш круг час от часу редеет — означает редеет быстро
5. Перифразы:
- багряный убор — красная осенняя листва
- на брегах Невы — в Петербурге
- увлек холодный свет — умер
- кудрявый наш певец — лицеист Корсаков
- тихо спит — умер
- сын севера — русский человек
- чужих небес любовник беспокойный — Матюшкин, которому сопутствует удача в других странах
- в морях твоя дорога — жизнь проводит в море
- простирал из-за моря нам руку — не забывал о своих друзьях вдалеке от них
- брат по музе — тоже поэт, как и Пушкин
- признательную чашу — тост за наставников
- сердцем возгоря — радуясь
- мы вянем — стареем
6. Сравнения:
- «Проглянет день как будто поневоле»
- «Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен» - «Для всех чужой, как сирота бездомный»
- «Свой дар как жизнь я тратил без вниманья»
Фигуры
1. Анафоры:
- Благослови, ликующая муза,
Благослови: да здравствует Лицей! - Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его лицея превратил. - С младенчества дух песен в нас горел,
И дивное волненье мы познали;
С младенчества две музы к нам летали,
И сладок был их лаской наш удел: - Промчится год, и с вами снова я,
Исполнится завет моих мечтаний;
Промчится год, и я явлюся к вам! - О сколько слез и сколько восклицаний,
И сколько чаш, подъятых к небесам! - Он человек! им властвует мгновенье.
Он раб молвы, сомнений и страстей;
Простим ему неправое гоненье:
Он взял Париж, он основал лицей.
2. Риторические восклицания:
- Счастливый путь!
- О волн и бурь любимое дитя!
- Нас тайный рок, быть может, осудил!
- Друзья мои, прекрасен наш союз!
- Опомнимся — но поздно!
- Пора, пора!
- оставим заблужденья!
- Сокроем жизнь под сень уединенья!
- пируйте, о друзья!
- Промчится год, и я явлюся к вам!
- И сколько чаш, подъятых к небесам!
- И первую полней, друзья, полней!
- И всю до дна в честь нашего союза!
- Благослови: да здравствует лицей!
- Полней, полней!
- до капли выпивайте!
- Ура, наш царь! так! выпьем за царя.
- Он человек!
- Пируйте же, пока еще мы тут!
- Несчастный друг!
3. Риторические вопросы:
- Но многие ль и там из вас пируют?
- Еще кого не досчитались вы?
- Кто изменил пленительной привычке?
- Кого от вас увлек холодный свет?
- Чей глас умолк на братской перекличке?
- Кто не пришел?
- Кого меж вами нет?
- Сидишь ли ты в кругу своих друзей,
Чужих небес любовник беспокойный? - Иль снова ты проходишь тропик знойный
И вечный лед полунощных морей? - Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,
Мой брат родной по музе, по судьбам? - Но за кого?
- Кому <ж> из нас под старость день лицея
Торжествовать придется одному?
4. Лексический повтор:
- я пью один
5. Антитезы:
- Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор. - Иль снова ты проходишь тропик знойный
И вечный лед полунощных морей? - Ты усладил изгнанья день печальный
- Ступая в жизнь, мы быстро разошлись:
Но невзначай проселочной дорогой
Мы встретились и братски обнялись. - твой голос пробудил
Сердечный жар, так долго усыпленный, - Свой дар как жизнь я тратил без вниманья,
Ты гений свой воспитывал в тиши.
6. Оксюморон:
- небратский их привет
7. Обращения:
- О волн и бурь любимое дитя!
- Друзья мои, прекрасен наш союз!
- О Пущин мой, ты первый посетил
- Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,
- О Дельвиг мой: твой голос пробудил
- Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было
- Я жду тебя, мой запоздалый друг
- пируйте, о друзья!
- И первую полней, друзья, полней!
- Благослови, ликующая муза
- Несчастный друг! средь новых поколений
Звукописи:
- аллитерация (повторение гласной буквы «р») + ассонанс (повторение гласной буквы «о»):
«…Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор…»
- аллитерация — повторение звуков «с» и «з»:
«…Из края в край преследуем грозой,
Запутанный в сетях судьбы суровой…»
- аллитерация — повторение звуков «с» и «з»:
«…Нам разный путь судьбой назначен строгой;
Ступая в жизнь, мы быстро разошлись…»