Фольклорные мотивы в сказках Пушкина
Сказки Пушкина, хоть и являются истинно авторскими, созданными талантом великого поэта, но основаны они на фольклорных «сестрицах» и имеют очень тесные, порой неразрывные связи с устным народным творчеством.
В них присутствует все: и та самая легендарная мужицкая смекалка, которую мы наблюдаем в поступках Балды. И ненасытность, всепоглощающая жадность, приводящая старуху к разбитому корыту. И огромная, невероятная по силе и красоте любовь, толкающая Елисея на край света, лишь бы найти свою спящую красавицу.
Создавая волшебные сказки, Пушкин опирался на народные сюжеты.
Большинство его произведений имеют схожие мотивы, одинаковое развитие событий. В них используются характерные для фольклорных сказок приемы:
- сюжетные повторы,
- зачины,
- разговоры с неодушевленными существами и прочие.
Например, в сказке о мертвой царевне Елисей, путешествуя в поисках возлюбленной, обращается к ветру, солнцу, месяцу, спрашивая, где находится красавица:
Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченый рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокой,
И, обычай твой любя,
Звезды смотрят на тебя.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей. («Сказка о мертвой царевне»)
Этот прием часто встречается в произведениях устного народного творчества и служит своеобразным двигателем действия. Владимир Пропп (фольклорист и профессор) даже дал характеристику таким союзникам – «волшебные помощники», ведущие главного героя к цели.
Кроме того, в пушкинских сказках можно увидеть чудесные превращения людей в животных и наоборот.
Например, Гвидон становится комаром, мухой, шмелем, чтобы узнать, что же происходит на корабле его отца:
И опять она его
Вмиг обрызгала всего.
Тут он очень уменьшился,
Шмелем князь оборотился,
Полетел и зажужжал;
Судно на море догнал,
Потихоньку опустился
На корму — и в щель забился. («Сказка о царе Салтане»)
Прекрасная лебедь мгновенно обращается стройной девушкой-красавицей.
Все эти мотивы можно легко обнаружить и в фольклоре.
Пушкин писал свои чудесные произведения, основываясь на народном творчестве. В его сказках это проявляется особенно хорошо.
В текстах не раз встречаются существа, населяющие волшебный мир фольклорных сказок. Это и говорящие животные, и черти, и богатыри, выходящие из моря, и русалки, и многие другие.
Характерен для произведений великого поэта и еще один прием: за спасение волшебные существа охотно благодарят своего избавителя, выполняя невероятно сложные задания.
Это мы можем видеть и в «Сказке о рыбаке и рыбке», и в «Сказке о царе Салтане», и даже в «Сказке о попе и работнике его Балде», правда, тут немного иначе: бес был напуган ловким работником.
Плохие поступки никогда не остаются безнаказанными, а хорошие, наоборот, оплачиваются сторицей.
И это тоже характерная черта произведений славянского (и не только) фольклора.
Будучи еще ребенком, Пушкин внимал рассказам своей любимой няни. Ложась спать, он завороженно слушая народные сказки, запоминал удивительные сюжеты.
Пронеся через всю жизнь любовь к волшебным произведениям, поэт написал свои собственные. Да, они авторские, оживленные великим пушкинским даром, но неотрывно связанные с русскими истоками, и в этом их особенная прелесть.