Славянский мир в сказках Пушкина

Сказки Пушкина имеют выраженную, узнаваемую буквально с первых слов, народную основу. Она проявляется во всем: в удивительной напевности, ярких зачинах, повторяющихся сюжетных поворотах, действиях героев.

Язык этих удивительных произведений пронизан меткими народными словами, наполнен яркими славянскими образами.

Именно поэтому нельзя отделать пушкинские сказки от народных – они неразрывно связаны.

 

Великий русский поэт красиво и точно изобразил славянский мир в своих творениях. Здесь все исконное, знакомое каждому русскому человеку: быт, персонажи, волшебные места.

Нередко в текстах появляются сказочные географические объекты, пришедшие прямиком из славянской мифологии: остров Буян, например.

Кроме того, мы неоднократно переносимся в неведомое Тридесятое царство, а иногда даже – в лукоморье.

Все это объекты волшебного мира, выдуманного славянами. Они многократно упоминаются в фольклорных сказках и былинах. Встречались такие объекты и в легендах, но, к сожалению, славянская мифология практически не сохранилась, а многие истории просто утеряны.

 

Пушкин живописует культуру родного народа, традиции, особенности быта:

Живет Балда в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых;
До светла все у него пляшет,
Лошадь запряжет, полосу вспашет,
Печь затопит, все заготовит, закупит,
Яичко испечет да сам и облупит. («Сказка о попе и работнике его Балде»)

Здесь представлена обычная деревенская жизнь, формирующая образы героев большинства сказок, их характеры и стремления. Она основана на исконных традициях, придерживается сложившегося веками уклада.

 

Однако не только бытовые описания говорят о том, что перед нами – знакомый славянский мир.

В волшебных сказках Пушкина, как и в «Поэме о Руслане и Людмиле», наряду с обычными людьми, действуют загадочные существа.

Тут встречаются морские богатыри, болотные бесы, исполнительница желаний золотая рыбка, прекрасная царевна, превращающаяся в лебедь, и многие другие.

Эти персонажи свойственны славянскому мифологическому мышлению, способному все стихии наделять добрыми или зловредными существами. Именно благодаря действиям этих потусторонних сущностей и происходят различные события бытового мира.

 

Кроме того, воображение наших предков обладало еще одной удивительной особенностью. Они оживляли все стихии, придавая им человеческие качества.

Отголоски этого мы видим, например, в «Сказке о мертвой царевне», когда Елисей обращается к солнцу, месяцу, ветру, ища свою возлюбленную.

Если вспомнить, так же поступала и Ярославна, героиня «Слова о полку Игореве», прося ветер, солнце и Днепр спасти ее мужа.

 

Славянский мир – это мир невидимых существ, постоянно проживающих рядом с человеком. Это волшебный мир живой природы, которая помогает, кормит, дает утешение. Это мир постоянно борющихся друг с другом темных и светлых сил, благодаря чему он и двигается дальше.

Все эти особенности мы легко найдем в любой сказке Александра Сергеевича Пушкина. В них – русский дух, они буквально пропитаны им.

И, наверное, именно поэтому до сих пор оказывают такое волшебное действие на нас, заставляя слушать, читать и перечитывать.

Предложения с обращениями из сказок Пушкина Краткое содержание (описание) всех сказок Пушкина Отрывки с прямой речью из сказок Пушкина
Предложения с обращениями из сказок Пушкина
Краткое содержание (описание) всех сказок Пушкина
Архаизмы (устаревшие слова) в сказках Пушкина
Не нашел ответ на свой вопрос? Задай его в комментариях.
Нажимая на кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку персональных данных.