Как появляется образ царицы в сказке Пушкина
В сказке А. С. Пушкина о мертвой царевне два образа царицы: матери и мачехи.
Первый образ, который появляется в сказке, являет собой любящую жену. Она ждет своего супруга. Автор наделил ее высшим нравственным качеством – верностью.
Однако царица-мать не смогла пережить радостной волнительной встречи с супругом, которого так долго ожидала, и умерла. Ее смерть служит дальнейшему развитию событий.
Следуя фольклорному сюжету, Пушкин вводит в сказку царицу-мачеху – антипод первой жены царя.
Год прошел как сон пустой,
Царь женился на другой…
В первых строчках, посвященных появлению новой царицы, автор обозначил слово «пустой». С одной стороны – вполне логично, что супруг после смерти жены ощущает опустошенность, с другой стороны оно служит введением для образа второй царицы, намеком.
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива…
Так автор мастерски показывает ее пустоту. Вроде бы все при ней, что надо женщине. Но это пустое…
Не хватает самого главного – нет человека, нет человечности. Красота физическая должна быть лишь дополнением к красоте духовной.
Занятия царицы тоже были пустыми.
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело….
И, красуясь, говорила:
«Свет мой, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
…И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.
Свое время молодая царица посвящала разговорам с зеркалом, которое могло сообщать ей, самая ли она красивая или есть ли у нее соперницы. Это пустое развлечение доставляло молодой царице удовольствие. Об этом свидетельствуют слова автора:
С ним одним (с зеркальцем) она была
Добродушна, весела,
С ним приветливо шутила.
Так описывает новую царицу в самых первых строках произведения А. С. Пушкин. Перед читателями не только антипод первой царицы, но антипод народного представления о женщине, супруге, матери.
Что можно ожидать от такого персонажа?
Позже ее душой завладеет зависть, когда царевна ненарочно «лишит» ее смысла существование. Царица решится на убийство и даже образ безобразной старухи (нищей черницы с клюкой) ее не смутит.
Без духовной основы человек лишен настоящего смысла жизни и самой жизни.
Поэтому в конце сказки вторая царица погибает: ей незачем жить, она лишилась самого главного в своей жизни – она уже не первая красавица.
Причем никто из людей ее не наказывал.
Злая мачеха, вскочив,
Об пол зеркальце разбив,
В двери прямо побежала
И царевну повстречала.
Тут ее тоска взяла,
И царица умерла…