Как Пушкин относится к русским народным сказкам
Как известно, Александр Сергеевич Пушкин с ранних лет воспитывался доброй няней.
Арина Родионовна была крепостной крестьянкой, воспитанной в простых народных традициях.
Она знала множество фольклорных сказок, которые и рассказывала своему любимому воспитаннику, укладывая его спать.
С детства маленький Саша восхищенно внимал чудесным историям, открывающимся его бурному мальчишескому воображению.
И через всю жизнь уже повзрослевший поэт пронес особое, трепетное отношение к русским народным сказкам, как и любовь к своей няне, «подруге дней суровых».
Волшебные сюжеты всегда согревали его душу, вызывали тонкие ответные чувства.
То, насколько бережно и любовно автор относился к сказочным произведениям русского фольклора, мы можем увидеть в его собственных творениях.
Прежде всего, в каждом из них сохраняется тот особый, напевный ритм, присущий волшебным историям, придуманным народом:
Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.
С молоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело;
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить.
Тут соседи беспокоить
Стали старого царя,
Страшный вред ему творя. («Сказка о золотом петушке»)
Ритм завораживает, сразу же захватывает внимание и буквально с первых строк уносит в чудесный мир, открываемый читателю. Моментально включается воображение – и вот мы уже внутри, в сказке, сопереживаем героям и неотрывно следуем за сюжетом.
Этого же эффекта достигают и традиционные композиционные повторы:
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
«Кабы я была царица, —
Говорит ее сестрица, —
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
«Кабы я была царица, —
Третья молвила сестрица, —
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря». («Сказка о царе Салтане»).
Как и положено народным произведениям, в сказках Пушкина их обычно три, но бывает и больше, например, в «Сказке о рыбаке и рыбке» старик приходит к синему морю пять раз.
Однако ритм все тот же, напевный, неторопливый:
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Во-вторых, вдохновением для создания собственных произведений автору служили народные сюжеты.
Дополняя их образами собственной фантазии, расписывая яркими деталями, украшая необычайно богатым языком, он писал настоящие шедевры, до сих вызывающие отклик в сердцах детей.
Недаром Самуил Яковлевич Маршак, высказываясь о литературном наследии великого поэта, заметил, что пушкинские сказки – прямые наследницы народных. В них даже персонажи те же самые, хорошо нам всем знакомые: русалки, царевичи и прекрасные царевны, злые колдуньи и богатыри.
И пусть это литературная, авторская сказка, но она так похожа на народную, пропитанную исконно русской культурой и удивительным отношением к жизни.
Именно поэтому детям просто необходимо читать пушкинские волшебные истории. В них чувствуется невероятная любовь автора к своей культуре и собственным истокам. Эти сказки вдохновляют, учат и воспитывают, развивая гармоничную личность, ценящую свою родину.