Как Пушкин показывает свою любовь к сказкам

Любовь к русской народной сказке Пушкин впитал с молоком (певучим словом) «мамушки». Так называл поэт свою няню Арину Родионовну Яковлеву.

В стихотворном отрывке «Сон» Пушкин вспоминает о дивном мире детских грёз, навеянных её присутствием:

..Я сам не рад болтливости своей,
Но детских лет люблю воспоминанье.
Ах! умолчу ль о мамушке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье,
Она, духов молитвой уклоня,
С усердием перекрестит меня
И шепотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы…
От ужаса не шелохнусь, бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло,
Не чувствуя ни ног, ни головы.
Под образом простой ночник из глины
Чуть освещал глубокие морщины,
Драгой антик, прабабушкин чепец
И длинный рот, где зуба два стучало, —
Все в душу страх невольный поселяло.
Я трепетал — и тихо наконец
Томленье сна на очи упадало.
Тогда толпой с лазурной высоты
На ложе роз крылатые мечты,
Волшебники, волшебницы слетали,
Обманами мой сон обворожали.
Терялся я в порыве сладких дум;
В глуши лесной, средь муромских пустыней
Встречал лихих Полканов и Добрыней,
И в вымыслах носился юный ум…

Интерес к родной старине был присущ Пушкину на протяжении всей его жизни. Он собирал и записывал сказки, услышанные от дворовых людей, бережно относился к каждой детали сюжета, угадывая за ним архетипический мир древней, ныне почти забытой культуры.

 

Первым произведением, написанным в сказочной манере, стала романтическая поэма «Руслан и Людмила» (1818-1820 гг.).

Её материал — фантастическое пространство русских былин и сказок. По форме близка она и к западноевропейскому рыцарскому эпосу.

 

Пушкин переосмысливает сложившиеся сюжеты на современный лад, создаёт уникальную звуковую аранжировку и фактически выводит позабытый, презираемым «взрослым» «просвещённым» обществом старинный жанр на широкую литературную сцену.

Он хочет, чтобы сказку воспринимали не только как шутку или жанр сугубо детского чтения. Поэт напоминает: «Сказка ложь, да в ней намёк — // Добрым молодцам урок».

 

В 1822 году Пушкин создаёт анекдотическую сказку «Царь Никита и сорок его дочерей», неизвестную широкому кругу читателей, а уже в 1830 году, в период «болдинской осени» возвращается к жанру сказки со всей серьёзностью зрелого писателя.

В болдинских тетрадях поэта зафиксировано 12 сказочных сюжетов, характерных для общеславянского (частично и общеевропейского фольклора).

В письме брату Льву Пушкин пишет о том, как проводит вечера, слушая сказки, и восклицает: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!».

 

В 1830 году между Пушкиным и его поэтическим учителем В. А. Жуковским происходит своеобразное состязание.

Прославленный «Балладник» создаёт «Спящую красавицу» и «Сказку о царе Берендее», Пушкин – «Сказку о попе и работнике его Балде» и «Сказку о царе Салтане».

Кто из поэтов одержал победу – решать не нам, но нельзя не согласиться с Н. В. Гоголем, свидетельствовавшим: «…сколько прелестей вышло из-под пера сих мужей!».

 

Пушкин всю жизнь работал с фольклорным материалом. Многочисленные записи историй, услышанных в поездках по России, метких словечек, пословиц, поговорок легли в основу поэтического цикла «Песни западных славян», «Песен о Стеньке Разине», повести «Капитанская дочка».

Поэт глубоко проникал в народную жизнь, умея любоваться её Космосом и ужасаться приоткрывающемуся за ним Хаосу.

Сказка представлялась Пушкину вершиной народного творчества, пиком всего поэтического, священного, неприкосновенного.

Предложения с обращениями из сказок Пушкина Отрывки с прямой речью из сказок Пушкина Краткое содержание (описание) всех сказок Пушкина
Предложения с обращениями из сказок Пушкина
Отрывки с прямой речью из сказок Пушкина
Архаизмы (устаревшие слова) в сказках Пушкина
Не нашел ответ на свой вопрос? Задай его в комментариях.
Нажимая на кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку персональных данных.